24.10.2024 12:16
Екатеринбург

Почему в Екатеринбурге тяжело приживается оплата проезда в транспорте по QR-коду

Новый формат оплаты проезда приживается в столице Урала не без проблем
Текст:  Светлана Добрынина (Екатеринбург) Наталия Тихонова
Российская газета - Экономика УРФО: №241 (9483)
Новую систему оплаты проезда в общественном транспорте - смартфоном с помощью QR-кода - запустили в Екатеринбурге. Пока в экспериментальном режиме до конца нынешнего года. Чтобы уральцы прочувствовали всю прелесть цифровых технологий, для новой схемы ввели невиданную до сих пор скидку, снизив обычную стоимость билета более чем на треть - с 33 до 20 рублей. Кроме того, при пополнении транспортной "Екарты" и социальной карты "Уралочка" через систему быстрых платежей (СБП) пассажиру возвращают 20 процентов от суммы. По подсчетам мэрии, благодаря эксперименту горожане смогут вкупе сэкономить более 24 миллионов рублей.
Помимо упрощения самого процесса оплаты QR-код позволит решить проблему нехватки кондукторов. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

- Сегодня уже около 90 процентов поездок в городском транспорте оплачивается безналичным способом. Новая схема увеличит возможности бесконтактных платежей, - пояснил цель нововведения глава Екатеринбурга Алексей Орлов.

Схема проста: в салонах трамваев и автобусов на двери и окна наклеили таблички с QR-кодом. Наведя гаджет на картинку, пассажир может мгновенно рассчитаться за поездку через СБП. Понятно, что при такой схеме уже не требуется кондуктор, а значит, помимо упрощения самого процесса оплаты это позволит решить проблему кадрового дефицита.

На нехватку персонала автотранспортные предприятия жалуются уже давно. По данным мэрии, только в муниципальной компании "Гортранс" летом нынешнего года были вакантны до 60 процентов ставок кондукторов. Но отказываться от сотрудников, готовых дойти до каждого пассажира, транспортники пока не хотят. Даже когда в Екатеринбурге начали ходить современные автобусы с установленными в салоне терминалами, кондукторы остались: не все горожане столь сознательны, чтобы раскошеливаться без напоминания, к тому же многие до сих пор покупают билеты за наличные.

Именно вопрос контроля стал главным камнем преткновения в нынешнем эксперименте и едва не привел к саботажу новшества транспортниками. Частные перевозчики, обслуживающие более двух десятков автобусных маршрутов Екатеринбурга, поначалу наотрез отказались от применения QR-кода, назвав цифровые технологии "вольницей для зайцев".

Цифровизация позволит исключить теневые денежные потоки и сделать прозрачными доходы общественного транспорта

- Пассажир может только делать вид, что оплатил проезд телефоном, а на самом деле будет кататься бесплатно, а для отчета показать кондуктору неясную картинку на смартфоне. Поэтому сумма "недовоза" будет существенная, ведь контроля за онлайн-оплатой никакого, - объясняли автоперевозчики журналистам.

На передовой - в салонах автобусов - страсти кипели еще горячее. Кондукторы заклеивали QR-коды плакатами, а то и вовсе грозились не пускать в салон горожан, желающих купить билет через СБП. Да и пассажирам было сложно дотянуться до единственной таблички с картинкой в переполненном салоне.

Сервис кикшеринга узнал, для чего жители Екатеринбурга брали этим летом самокаты

Борьба продолжалась почти неделю, пока в мэрии не уговорили всех перевозчиков подключиться к эксперименту. Транспортников убедили, что новшество не повлечет потерю ими доходов: разницу в стоимости билетов компенсирует Национальная система платежных карт (НСПК) - именно так было в прошлом году, когда проводилась предыдущая акция - давалась скидка при оплате со смартфона картой "Мир". Кроме того, в городе пообещали не штрафовать контролеров, если они не уследят за "зайцами".

Несмотря на разгоревшиеся страсти и неоднозначное отношение к новшеству, введение цифровой оплаты за проезд для полуторамиллионного Екатеринбурга, по мнению экспертов, жизненно важно. И дело не в моде или велении времени. Цифровизация позволит исключить теневые денежные потоки и сделать прозрачными доходы общественного транспорта. Тогда в администрации будут точно знать, сколько город может заработать на пассажирах. Ведь с августа нынешнего года в Екатеринбурге запустили транспортную реформу, предполагающую поэтапный переход на нетто-контракты с перевозчиками. По новой схеме все доходы от оплаты проезда станут поступать напрямую в бюджет, а компании будут получать из казны выплаты за пройденные автобусами километры. Предполагается, что это стимулирует перевозчиков выводить на маршруты как можно больше машин, в результате время ожидания пассажирами транспорта на остановках сократится.

Тем временем

Банк России направил в минфин предложения по изменению законодательства, касающиеся применения универсального QR-кода при оплате покупок и услуг. Он будет генерироваться на базе решения НСПК и выводить потребителя на банковские pay-сервисы, СБП и в перспективе - на кошелек для цифровых рублей. А дальше человек уже сам выберет, что ему удобно. Также универсальный QR-код обеспечит поддержку программ лояльности и кешбэков. Подключить к инфраструктуре НСПК можно будет платежные терминалы любых банков, как крупных, так и небольших, на равных условиях.

Екатеринбург