"Здесь, на берегу Волги, принимаются решения, которые определят будущее мира", - сказал в своем выступлении президент республики Конго Дени Сассу-Нгессо. Это была не просто традиционная формула вежливости - наблюдая за ходом заседания БРИКС плюс, я не мог отделаться от устойчивого ощущения, что присутствую на неделе высокого уровня Генассамблеи ООН. Только проходило мероприятие не в Нью-Йорке, а в гостеприимной Казани.
Ощущение схожего по масштабам события усиливало присутствие в зале заседаний генерального секретаря ООН Антониу Гуттереша. Лицо ооновского чиновника было хмурым: лично наблюдая за тем, как российский президент с легкостью выступает "модератором" казанского саммита и с каким уважением общаются с ним приглашенные лидеры, у Геттереша, видимо, возникал диссонанс с нарративами, которые озвучивали последний год на Западе. Там писали о якобы существующей изоляции Путина, падении международного авторитета Москвы и тому подобные небылицы. Но происходящее в Казани, на глазах генерального секретаря ООН, ломало эти стереотипы.
На саммите лидеры государств, чье население составляет примерно половину от планетарного, и представляющие 30 процентов мировой экономики, в едином порыве, и это не преувеличение, требовали проведения реформ костных ооновских структур, разрушения несправедливых принципов прозападного мира, заявляли о готовности взять на себя ответственность за будущее человечества. И уже не Гуттереш, а российский лидер уверенно "дирижировал" этим многоголосым международным оркестром Глобального юга, точно знающим, что он играет и какой, в конечном итоге, должна быть вся симфония.
В отличие от США, с маниакальной самоуверенностью ежегодно самопровозглашающих себя на Генассамблее ООН лидером человечества, участники БРИКС плюс, независимо от размера их государств, географического расположения и эффективности экономик, чувствовали себя частью большого целого, создаваемого ради зарождения нового более справедливого и равноправного мира. Того самого мира, во имя которого создавалось ООН и которого так и не смогла достичь эта международная организация.
Впрочем, президент России подытоживая выступление на БРИКС плюс Антонио Гуттереша, обратил внимание на его обращение к миру "жить как одна большая семья". Путин напомнил: даже между членами одной семьи "могут быть и размолвки, и скандалы, и даже драки". Однако БРИКС считает одной из своих целей "создание благоприятной атмосферы в общем доме", сказал российский лидер. И после паузы добавил с улыбкой: "в координации с ООН".
Саммит БРИКС в КазаниКак написала в связи с казанским саммитом китайская "Глобал Таймс", "расположенные на разных континентах и охватывающие как Северное, так и Южное полушария страны БРИКС обладают разным культурным и историческим прошлым". Но при этом, по мнению издания, их объединяет "общее стремление к честному и справедливому миропорядку". Как заявил в четверг глава Китая Си Цзиньпин, "в силу суровых вызовов путь Глобального юга к возрождению легким не будет". Однако как бы, по словам товарища Си, не менялась международная обстановка, Пекин будет стоять рядом, плечом к плечу со всеми странами Глобального юга, поддерживать их, чтобы сделать реальностью Сообщество единой судьбы человечества".
Прошедшая на полях саммита в Казани встреча Си Цзиньпина и премьера Индии Нарендра Моди, в ходе которой была достигнута договоренность о снижении напряженности пограничного конфликта между странами, по мнению аналитиков, имела еще одну подковерную причину. Администрация Моди обнаружила, что США очень неопределенный и ненадежный партнер, а внешняя политика Белого дома способна повернуться на 180 градусов после ноябрьских президентских выборов. В продолжающемся дипломатическом конфликте между Канадой и Индией, Вашингтон не встал на сторону Нью-Дели. Тогда как среди стран БРИКС позиция Индии, напротив, получила безусловную поддержку.
Присутствие на заседании БРИКС плюс президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана выглядело абсолютно естественным, а его выступление созвучным мыслям, звучавшим на этой встрече единомышленников. "Система, которая сформирована после Второй мировой войны требует изменений. Не остановив кризисы, мы не сможем обеспечить развитие" - сказал Эрдоган, напомнив о судьбе Палестины и совершенных Израилем преступлениях. "Анкара с решительностью хочет развивать диалог с БРИКС", - сообщил галва Турции, подчеркнув, что его страна верит в цели объединения по созданию справедливого миропорядка и нового типа торговых отношений. Приезд турецкого президента в Казань подтвердил то, о чем последнее время писали западные аналитики: Эрдоган считает, что БРИКС стал блоком, который нельзя игнорировать. Стремление многих стран, а таких уже более 30, стать членами или, как минимум, официальными партнерами БРИКС связано, в первую очередь, с их понимаем геополитических реалий. И рациональным желанием не опоздать на поезд, дающий шанс на существенно лучшее, чем сегодня, будущее. Тогда как опоздавшим и растерявшимся наверстать упущенное время и возможности окажется сложнее. Достаточно вспомнить, что страны-учредители ООН имеют право "вето" в Совете безопасности и могут оказывать существенное влияние на грядущие реформы мирового управления.
Владимир Путин показал купюру единой валюты для стран-членов БРИКС"Коллективный подъем стран Глобального юга - яркая примета динамично меняющегося мира", - считает китайский лидер. О желании "сплотить развивающиеся страны", "работать сообща", "освободиться от односторонности и однополярной гегемонии" говорили президенты Египта, Ирана и Эфиопии. На БРИКС плюс практически все выступавшие соглашались с тем, что "построение лучшего мира невозможно в одиночку", а существующие глобальные механизмы "должны быть укреплены и реформированы". Государства, не отвергающие полностью взаимодействие с Западом и видящие в этом для себя пользу, напоминали, в первую очередь, о преимуществах своего взаимодействия с Глобальным югом, в котором они видят "позитивную силу мира". Список приоритетов, с которым на предстоящем в ноябре саммите G20 намерена выступить председательствующая на форуме Бразилия, практически во всем совпадает с идеями, продвигаемыми участниками БРИКС плюс в Казани. И это еще одна примета времени - продвижение странами объединения и его партнерами на международных площадка - в ООН и на "двадцатке" схожих нарративов, призванных, по словам министра иностранных дел Индии, "убрать перекосы, ставшие следствием старой колониальной эпохи".
Вопрос, получится ли это сделать в рамках привычных, зависящих от Вашингтона институтов, формально остался на саммите в Казани без ответа. Однако призывы всех без исключения участников БРИКС плюс к слому прежних "моделей управления ресурсами и технологиями", а также к "расширению площадок, которые носят независимый характер", подтверждает запрос на такие преобразования.
Во многом программным выглядело на саммите выступление главы Беларуси Александра Лукашенко. Он, в частности, перечислил по пунктам, что в деятельность БРИКС может привнести Минск: "опыт, как стать сильнее самим и сделать сильнее других". Речь идет о помощи, которую Беларусь готова оказать БРИКС в вопросах безопасности, устойчивого экономического развития, борьбе с голодом и изменениями климата, в гуманитарной сфере.
Беларусь рассматривается в качестве первоочередного кандидата на статус партнера, а в перспективе, и члена БРИКС. Выступление белорусского лидера подтвердило его приверженность продвигаемым объединением целям. "БРИКС по своему потенциалу может приблизить конец доминирования Западу", - считает Лукашенко.
Во время заседания БРИКС плюс телекамеры выхватывали наиболее знаковые картинки происходящего в зале. Вот премьер Армении Никол Пашинян, оказавшийся по соседству с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, что-то с ним эмоционально обсуждает. Или сидящие рядом Владимир Путин и Си Цзиньпин оживленно общаются через переводчика, после чего энергично пожимают друг другу руки. Глава КНР уже улетел из Казани, тепло попрощавшись в аэропорту с руководителем Татарстана Рустамом Миннихановым. СМИ цитируют слова товарища Си: "Татарстан - замечательное место. Спасибо. Давайте почаще общаться!"