Римский статут гласит, что страна-участница обязана задержать подозреваемых, по отношению к которым выписан ордер на арест, при пересечении границы. Это подчеркивается в заявлении, которое распространила в четверг 24 октября пресс-служба Международного уголовного суда.
Однако никаких механизмов, которые могли бы принудить страны выполнять этот пункт, у МУС нет. Более того, решения этого органа уже игнорировались подписантами статута без каких-либо последствий для них: в 2015 году лидер Судана Омар аль-Башир, на арест которого был выписан ордер МУС, посетил ЮАР, которая подписала Римский статут.
"В случае отказа от сотрудничества судьи МУС могут вынести соответствующее заключение и проинформировать об этом Ассамблею государств-участников. После этого Ассамблея должна принять любые меры, которые она сочтет необходимыми", - заявил в конце августа официальный представитель МУС Фади эль-Абдалла.
Какие именно меры судьи хотя бы гипотетически могут принять против главы государства постоянного члена Совбеза ООН, он не уточнил. Раньше на подобные маневры этот орган не решался. Своих полицейских сил у него нет, непосредственно задержание и последующее заключение под стражу должны выполнять государства-члены своими силами. Санкции МУС как организация тоже вводить не может, такие решения страны-участники принимают самостоятельно.
Заявление того же представителя, сделанное накануне, также использует грозный тон, но без конкретики в последствиях: "...принимая во внимание серьезность отказа Монголии от сотрудничества с Судом, Палата сочла необходимым передать этот вопрос на рассмотрение Ассамблеи государств-участников".
Россия, точно так же как, например, США или Израиль, не является членом суда и не ратифицировала Римский статут. Москва не признает его юрисдикцию и отказывается выдавать подозреваемых. В Кремле назвали "ордер" на арест президента страны "пустым и недействительным", а также заявили о том, что никакое внешнее давление не заставит отказаться от сотрудничества с партнерами России.
Напомним, МУС не входит в структуру органов ООН, ее главным судебным органом является Международный Суд (МС), который решает споры между государствами. Он-то как раз отклонил большую часть обвинений, которые Киев выдвинул в отношении Москвы практически сразу после начала СВО.
Возможно, решение МУС о выдаче "ордера" на арест ряда российских политиков и военных не возымело последствий, однако, по всей видимости, придало его чиновникам уверенности в себе. Поэтому в мае прокурор МУС Карим Хан обратился к суду с просьбой выдать ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны еврейского государства Йоава Галанта в связи с предполагаемыми военными преступлениями и преступлениями против человечности в секторе Газа. Это решение вызвало бурную реакцию далеко за пределами Тель-Авива, тем более, что в списке подозреваемых израильские лидеры оказались по соседству с руководством ХАМАС.
Кстати, как напомнил в августе вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев, Украина тоже присоединилась к статуту МУС, однако с оговоркой о том, что в течение семи лет после его вступления в силу Киев не признает его юрисдикцию в отношении граждан страны по преступлениям, предусмотренным статьей 8 (убийства, пытки, взятие заложников, нанесение ударов по гражданским объектам, использование запрещенных средств и методов ведения войны и пр.) То есть, по сути, дала "зеленый свет" своим гражданам на совершение военных преступлений, пока представители Гааги будут просто молча смотреть со стороны.