Музыкальные стили ныне смешиваются, непринужденно подпитывают друг друга - такова данность и тренд сезона, движение моды и традиций. Так и у Нигатива - да и название ансамбля, с которым он будет исполнять новые песни и свои главные хиты "нулевых" - 2020-х - тоже напоминает об этом.
Флоу и скрипки, виолончели и трэп, полифонии и брутальная нежность, биты и драйв. Многим впечатляет "Кризис среднего". А 29 октября у Нигатива вышел уже и мини-альбом - "Классика жанра". Накануне премьеры 30 октября Московском Международном Доме музыки популярный рэпер ответил на вопросы "РГ".
В Светлановском зале ММДМ представляют премьеры звезды классики, рока и джаза. А рэперы еще не решались, поскольку это "сидячий зал" на 1700 мест и в нем особо не подвигаешься, не потанцуешь… Или ваша новая музыка уже не только рэп?
Нигатив: Я не интересовался, выступали ли там прежде рэперы. Опыт проведения концертов с оркестром говорит о том, что люди охотнее слушают песни в таком формате исполнения, нежели танцуют под них. Да и потом "Не пройди", "На руках" и ряд других моих композиций уже наверняка рэпом не являются.
Вы выбрали этот красивый, с мраморными лестницами Дом музыки в центре Москвы, чтобы вывести рэп в новые пространства и познакомить с ним тех, кто его раньше не слушал?
Нигатив: Год назад мы столкнулись с ситуацией, когда взрослая публика отказывалась покупать места на танцпол. Но артист для слушателя, а не наоборот. И поэтому мы решили: пусть у каждого будет возможность слушать песни так, как ему хочется. А никаких других задач себе не ставили.
Опыт "Триады" помог теперь
Ваша музыка меняется, обрастает то новыми идеями, то мускулами. Есть ли у вас при этом правило, которому вы неизменно следуете все эти годы?
Нигатив: Когда мне что-то западает в душу из мировой музыки, я невольно пытаюсь написать что-то похожее, пускай и не сразу, а спустя время. Что-то попадает в аудиторию, что-то нет, но я честен сам перед собой, и слушатель это чувствует, как мне кажется. А единственная моя концепция - это искренность.
Я не кичусь этим, так исторически сложилось: все мои попытки игры в популярную музыку или конъюнктуру неизбежно проваливались с треском. Поэтому (улыбается) мне и остается лишь честная вдохновенная работа с надеждой на то, что буду впоследствии услышан и понят.
Что мне хочется? Чтобы человек слушал и понимал: ага, это ни рок, ни рэп, ни блюз… Но я прям точно и отчетливо слышу Нигатива!
Это сложно и едва достижимо, но кажется, реализуемо.
На музыке "Триады" выросло как минимум два поколения. Почему вы редко вспоминаете свои треки тех лет? Остались ли друзьями или, как чаще бывает сегодня в шоу-бизнесе, бывшие коллеги начинают делить права на треки, славу и становятся лютыми врагами?
Нигатив: Всегда как минимум одну песню из творчества "Триады" исполняю на концерте. 19 лет существования группы по нынешним меркам - достаточно большой срок. Опыт создания и продвижения песен, творческие наработки, гастрольная привычка - все у меня оттуда…
А с бывшим коллегой Алексеем Галкиным я поддерживаю добрые дружеские отношения, да и за творчеством Леши я, безусловно, слежу. Но уже больше как приятель, нежели как активный слушатель.
Прозвища от друзей - самые меткие
Кстати, простите за, может, "дурацкий вопрос" - почему вы именно Нигатив? Хотя по грамматике в первом слоге полагается буква "е"?!
Нигатив: О, тут долгая история. Еще в далеком 1997 году на первом курсе университета за мной закрепилась кличка "Негр", видимо, из-за моей манеры одеваться. Ну и привычки к постоянному цитированию заученных наизусть куплетов зарубежных исполнителей рэпа. А потом, на втором курсе, перед экзаменом по математическому анализу, мой друг подметил, что теперь я одет уже во все черное и сказал. И сказал: "Я понял - сейчас ты негр, одетый во все белое, то есть его негатив. Да, ты - Nigga-тив!"
Друг увлекался фотографией и знал, как проявляется пленка, оттого у него и появился такой образ… Но с той поры это прозвище закрепилось за мной. Сам-то я его не придумывал.
В рэпе уже много разных субстилей. Гангста-рэп уже исчерпал свои креативные возможности и утонул в повторах самолюбования. Зато появился поп-рэп, внедрившийся в танцевальную поп-музыку, в первую очередь стараниями Мота, Хабиба и Joni. Успешен и "кальян-рэп", то есть биты для расслабления и умиротворения - так записываются Hammali & Navai и их продолжатели.
Еще перспективнее, как я его называю - Life-рэп, когда рэперы способны любую историю из своей жизни превратить в увлекательный трек для хит-парадов. Как тот же Гуф - то с рассказом о том, как вроде бы начал просто запирать калитку в гараже и тепло вспоминающий о воспитывавшей его замечательной, доброй бабушке?!…
Хотите ли вы что-то в этой нынешней диспозиции поменять?
Нигатив: "Чистый рэп" всегда будет основой, базисом жанра и всегда будут появляться талантливые исполнители, работающие в этой нише. Более трендовые и популярные поджанры приходят и уходят. Ну а что-то возвращается волнами - вспомнить тот же "Каспийский груз" с их гангстерскими, уже в достаточно новом времени, песнями. Мне лишь хочется найти свою нишу, но фундамент в виде классического рэпа - неизменен.
Почему вы назвали свой нынешний музыкальный проект именно так - "Хип-хоп классика"?
Нигатив: Пока у меня нет ни одной песни, написанной специально для оркестра. Как всякое симфоническое произведение начинается с этюда, так и любая наша совместная работа с оркестром "Глобалис" начинается с какой-то уже готовой моей песни. Я чувствую себя очень уютно вместе с ними. А наше совместное исполнение открывает новые эмоциональные и музыкальные границы и для меня самого - в моих собственных треках.
Тем более, что у нашего проекта "Хип-хоп классика" есть и потрясающе талантливый аранжировщик. Ее зовут Ирина, и мне кажется, что даже из стука кастрюль на кухне ресторана она может создать красивое произведение!
Рискуете или уверены в успехе?
Нигатив: Мне нравится работать в разных стилях, хотя и не всегда удачно. Посмотрим, что из моих песен будет гармоничнее и легче ложиться в симфоническое звучание. Одно знаю почти наверняка: песню "Медленно", которую у меня обычно просят исполнить "на бис", оставлю для своих типовых концертов, на маленьких камерных площадках.