Когда журналисты "РГ" ехали в гости к Вадиму Викторовичу, то, если честно, думали: ветеран, только что отпраздновавший свое 100-летие, наверное, будет больше погружен в воспоминания. И - ничего подобного. Все мысли ученого, весь разговор - о перспективах: летательных аппаратов, науки, родного университета, готовящего кадры для ракетной отрасли.
…Вадим Шкварцов вырос в Москве, на Ордынке. Война ворвалась в его жизнь, когда еще не было и семнадцати. Отец, начальник цеха Госбанка СССР, ушел добровольцем на фронт. Погиб. Вадим тоже пошел добровольцем. Сначала рыл окопы на дальних подступах к Москве. Затем его направили в Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского, эвакуированное из Ленинграда в Баку. Военную морскую службу начинал котельным машинистом на эскадренном миноносце "Бойкий" Черноморского флота…
В 1947 году окончил училище, в 1954 году - Военно-морскую академию, с золотой медалью. Вадим Викторович остался в "альма-матер" преподавателем, а затем много лет возглавлял Первую кафедру (ныне кафедру "Ракетостроение") в Военмехе. Его вклад в оборону страны переоценить невозможно. Одна из заслуг Вадима Шкварцова - активное участие в разработке системы автоматизированного проектирования летательных аппаратов (САПР). Это в 70-х годах. Потом, в процессе эксплуатации, были проведены глубокая модернизация и совершенствование отдельных ее элементов. А курс "Основы автоматизированного проектирования летательных аппаратов" был включен в учебный план факультетов вуза.
И сегодня Вадим Викторович полон энергии. "Люблю компьютер, но компьютерной зависимостью не страдаю", - улыбается ученый. И желает всем найти такую работу, которая доставляла бы удовольствие и, по его словам, постоянно поддерживала в тонусе мозг.
- Вадим Викторович - невероятный человек. Ярчайший пример, как можно прожить столь долго, не теряя активности и интереса к науке. Он пишет программы на современных языках. Но я еще помню, как на 60-летие мы подарили ему портрет - распечатанный на счетной цифровой машине "нулями и единицами". "Ему понравился", - говорит Михаил Охочинский, доцент кафедры "Ракетостроение".
Андрей Борисенко, летчик-космонавт РФ:
- Познакомился с Вадимом Викторовичем, когда только поступил в Военмех. Подошел к нему на кафедру. Разница между нами - почти 40 лет. Но говорил он со мной не просто как со взрослым человеком, а как с уже состоявшимся коллегой! Меня эта черта его характера поразила. И потом, когда у меня были сложные моменты по учебе, в принятии решений, всегда шел к нему за советом.
Никогда не слышал, чтобы он на кого-то повысил голос. Видимо, если такое и бывало, то без свидетелей. И этот принцип я взял на вооружение для себя: неприятные вещи можно говорить только тет-а-тет. Когда он узнал о моем желании стать космонавтом, то подсказал, на что обратить внимание, куда пойти по окончании вуза. И именно он поспособствовал моему распределению. Благодарен судьбе, что она познакомила со столь выдающимся человеком. Человеком с большой буквы.