Местами город отчетливо напоминал декорации к какому-нибудь фильму про постапокалипсис.
Вот так и жили норильчане еще 20 лет назад. Гордясь подвигом предков, хвастаясь своим, адаптированным к арктическому климату, здоровьем, а еще, вопреки, казалось бы, здравому смыслу, регулярно всплывающим в прессе званием "самого грязного города планеты". Вокруг - вечная мерзлота, создающая колоссальные сложности для строительства, но еще большие - для утилизации промышленных отходов.
В самом городе - крайне малые объемы зелени в сравнении хотя бы с центральными районами Красноярского края. Это было результатом советской экономической политики, вплоть до 1980 х годов направленной на то, чтобы "не ждать милостей от природы, а взять их". Понятно, что стране любой ценой были нужны цветные и редкие металлы, но городу от этого легче не было.
В общем, архитекторы решали задачу надежности зданий и сооружений, "забывая" про беззащитность северной природы и необходимость применения щадящих технологий.
На краю пропасти
Дальше - больше: суровый климат и не самая надежная опора в виде вечной мерзлоты приводили к быстрому выходу объектов из строя, а слабеющая советская экономика - к тому, что про них просто забывали. Результат - миллионы тонн промышленных отходов и строительного мусора, включая заброшенные здания, но главное - полное отсутствие каких бы то ни было перспектив, способных придать городу нормальный облик. Наступали 1990 е…
Развал общесоюзной экономики усилил для Норильска негативные факторы сразу на порядок. Семьдесят лет наперегонки с Западом, а потом рыночное десятилетие - и вот что получилось: 600 стихийных свалок, около 500 заброшенных зданий и 2 миллиона тонн отходов! Новый собственник сохранил производство, рабочие места, социальные гарантии. Начал вкладывать в развитие производства, а теперь настало время разгрести накопленное ранее.
К счастью, мрачные прогнозы сбылись с точностью до наоборот.
Человек - мера всех вещей
Когда кризис 1990 х окончательно миновал, в "Норникеле" поняли, что откладывать решение экологических проблем в долгий ящик больше нельзя. Прибыль прибылью, но если человек не сможет здесь нормально жить, то и извлекать ее будет некому. Ведь в условиях постоянно усиливающегося дефицита кадров главнейшей задачей стало не просто удержание квалифицированных работников, но и привлечение новых.
Ну а поскольку масштаб накопленных за десятилетия работы Норильского комбината проблем был колоссален, то и к их решению сразу подошли комплексно. Требовалось не только очистить Норильск от накопившихся отходов, но и создать такую систему, которая позволила бы всегда поддерживать чистоту. Иначе ни о каком устойчивом развитии компании нельзя было и мечтать. Поэтому и была разработана долгосрочная комплексная программа, которую так и назвали - "Чистый Норильск" и которая стала частью глобальной экологической стратегии компании.
Лиха беда начало
Действие программы начали с создания в Заполярном филиале двух организаций: "Предприятия по благоустройству территорий" и "Управления по работе с территориями и благоустройству". Возглавили их опытные специалисты: Вячеслав Кудашкин, ранее возглавлявший Управление автодорог, и Андрей Радунцев, работавший до этого в структурах по управлению имуществом. Даже в выборе руководителей уже сказался комплексный подход. Поскольку первой задачей "Чистого Норильска" стала очистка всей территории от накопленного мусора, то опыт Вячеслава Владимировича, отлично знакомого с организацией масштабных логистических работ, и Андрея Александровича, знающего каждый объект в городе как свои пять пальцев, оказался крайне востребованным.
Вместе со своими коллективами они смогли в считаные месяцы организовать работу с учетом всех климатических и геологических сложностей. Составили список заброшенных объектов, посчитали объем промышленного мусора и металлолома и закупили 124 единицы спецтехники, способной работать в тяжелейших условиях плывущего грунта и экстремально низких температур. "Норникель" выделил на эти цели 3,4 миллиарда рублей. А если учесть, что кроме сбора и вывоза мусора всех видов была поставлена задача рекультивации земли, потребовалась не только грамотная организация, но и передовая наука. При этом на решение всех задач коллективу программы отвели 10 лет - в разы меньше, чем они копились. Тут виден яркий пример ответственности "Норникеля" за окружающую среду, работа на перспективу территории и забота о жителях города.
"Динамика сумасшедшая!"
Возвращаясь к личному опыту. Весной этого года мне довелось опять побывать в Норильске, на этот раз по работе. Природа восхитила по-прежнему, однако, что оказалось гораздо примечательнее, - причин для мрачных впечатлений найти стало ой как не просто. Постапокалиптические пейзажи из воспоминаний 20 летней давности почти исчезли, а десятки машин и сотни людей, буквально на моих глазах ликвидировавшие еще остающиеся залежи и разбиравшие устрашающего вида мертвые конструкции, заставили безоговорочно поверить в чистое будущее Норильска.
Так что вопреки обычному желанию обывателя иронизировать над бравурными заявлениями политиков, я полностью согласен со словами первого заместителя председателя комитета Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимира Бурматова - он побывал в Норильске с рабочим визитом в апреле 2024 года и своими глазами увидел, как сносят старый холодный склад Норильского обеспечивающего комплекса и технологический корпус бывшего "Норильскснаба" в рамках программы "Чистый Норильск":
- Динамика просто сумасшедшая! За три года демонтировано 347 зданий, вывезено миллион тонн мусора. Причем это трудные промышленные площадки и здания, и вроде не наше поколение мусорило, а убирать приходится нам. В Норильске эту работу делают, я считаю, успешно: не просто разбирают на части сооружения, металлоконструкции, а придумывают им будущее, чтобы этот накопленный вред не оставался на территории. "Чистый Норильск" - большой и системный проект, - заявил тогда Владимир Бурматов.
Станислав Селезнёв, вице-президент "Норникеля" по экологии и промышленной безопасности:
- За три года было демонтировано около 350 зданий и сооружений, убрано миллион тонн мусора, очищена территория на площади более четырех миллионов квадратных метров. Затраты на реализацию программы вместе с закупкой техники составили 14,5 миллиарда рублей.
Вспоминаем, что на старте программы в Норильске было 500 заброшенных зданий и насчитывалось 2 миллиона тонн мусора, и понимаем: больше половины от запланированного на 10 лет сделано всего за три года.
Андрей Радунцев, начальник управления ЗФ "Норникеля" по работе с территориями и благоустройству:
- В текущем году мы проводим биологические и технические мероприятия на площади 28 гектаров. Только технические операции - убрать загрязнения, внести почвосмесь для выращивания различных растений - осуществляются на площади 83,5 гектара для последующего проведения биологических мероприятий. В этом сезоне запланировано внести удобрения и семена на площади 15,4 гектара. В целом же проект "Чистый Норильск" предусматривает до 2029 года рекультивацию на площади в 430 гектаров.
Оценивает и принимает результат восстановительных рекультивационных работ комиссия, в составе которой главную роль играют представители природоохранной прокуратуры края. Комиссия подтвердила: цели рекультивации здесь достигнуты. Прибавляем к этому перечисленные выше результаты и соглашаемся: программа "Чистый Норильск" получила Национальную премию в области экологических технологий "Эко-Лидер" за 2022 год более чем заслуженно, а на Всероссийском конкурсе лучших региональных природоохранных практик "Надежный партнер - Экология 2023" диплом - "Лучший проект, реализованный в Арктической зоне Российской Федерации" за проект "Чистый Норильск".
В том же 2023 году программа "Чистый Норильск" стала победителем на 4 м Международном демонтажном форуме России "Russian Demolition Forum 2023" в номинации "ESG. Охрана окружающей среды".
И если все это - лишь промежуточные итоги десятилетней программы, достигнутые к тому же с опережением графика, то впереди у "Норникеля" наверняка и другие серьезные награды. Впрочем, главной для компании явно будут не они, а мироощущение ее сотрудников - норильчан. В третий раз лично засвидетельствую: разница в лицах между визитом в начале XXI века и в 2024 году разительная. Люди стали больше улыбаться и куда меньше говорить о желаниях подыскивать для жизни более чистый город.