А начиналось все 15 сентября в Мурманске, когда был дан официальный старт экспедиции. Как всегда, собралась пресса. Кто-то впервые увидел необычное, по очертаниям напоминающее кита, судно - ЛСП (Ледостойкую самодвижущуюся платформу) "Северный полюс" ААНИИ. Именно благодаря строительству ЛСП стал возможен принципиально новый формат экспедиции: корабль плюс ледовый лагерь. И этот формат будет теперь на долгие годы, заменив собой традиционные СП.
Вечером судно "Северный полюс" вышло из мурманского порта и взяло курс на Баренцево море. В тот день успела пробежать по "этажам" и взять экспресс-интервью. Конечно, прежде всего у тех, кого знаю по СП-41 (это был первый рейс "Северного полюса", начавшийся в сентябре 2022 года, дрейф СП-41 продлился 20 месяцев). Это и капитан Сергей Дячкин, в 2022 году ставший первым капитаном нового судна "Северный полюс", который повел корабль в первый рейс - в столь отдаленные края, в которых, как шутят полярники, ближайшими соседями (если судить по расстоянию) является МКС. Это и шеф-повар Анжела Царева, и Олег Стрибный, руководитель группы геофизических исследований СП-42, и еще несколько человек. Но большинство - новенькие, на ЛСП впервые. Некоторые еще и не знают, что где находится. Но эта проблема быстро решаема: за два-три дня расположение помещений выучивают все.
Вообще-то здесь просто: внизу огромный ангар с научным оборудованием и контейнерами. К нему примыкают различные лаборатории, в том числе та, в которой будут хранить и изучать ледовые керны. В ангаре же есть контейнеры для сбора мусора. К вопросам экологии подходят серьезно: все, что можно, сжигается в печи. Опасные отходы собираются. На льдине, после того как экспедиция закончит работу, не останется ничего. Она будет, как и была, белоснежно-голубой. Чистейшей. Внизу можно посмотреть и машинное отделение, и пульт управления, и такое необходимое в быту помещение как прачечная. Стирает каждый себе сам. Горничные и уборщицы не предусмотрены в принципе.
Выше этажом - каюты (все каюты на ЛСП - одноместные, с удобствами, с личным телевизором, компьютером, холодильником, электрическим чайником). Также здесь находится тренажерный зал с особенно любимой полярниками беговой дорожкой. Рядом сауна и купель. И - камбуз.
Поднимаемся еще выше. Здесь снова каюты. А главным помещением, само собой, является столовая. Сюда члены экспедиции приходят четыре раза в день - как в санатории. Если кто проголодался - может наведаться и в другое время. В холодильнике обязательно есть какая-то еда, а горячий чай с вкусняшками - хоть ночью пей.
На следующем "этаже" - конференц-зал, в котором проходя ежевечерние планерки для научного состава экспедиции, салон (где можно воспользоваться музыкальными инструментами, сыграть в шахматы и прочие настольные игры), медицинский блок (с операционной, палатой, стоматологической установкой). Еще выше - святая святых, то есть капитанский мостик. Оттуда никого не гонят, но и люди на судне - сознательные. Просто так там не прогуливаются. Кстати, что касается прогулок на свежем воздухе - то, пожалуйста, на вертолетную площадку (если нет шторма и не сняли бортики из-за предполагаемого прилета вертолета). Прогулочной палубы, по которой можно обойти все судно, здесь нет в принципе.
Дрейфующая станция СП-42 в Северном Ледовитом океанеБуквально на следующий день после отплытия - отработка учебной спасательной тревоги. Всем-всем-всем нужно надеть спасательный жилет и каску и спуститься в шлюпку, похожую на батискаф. А через несколько дней прошла еще одна учебная тревога: "Человек за бортом", но в ней уже приняла участие только специальная группа.
Почти две недели, которые предстоит пройти "Северному полюсу" до льдины, будут наполнены работой (в основном, распаковкой и наладкой оборудования), любованием фантастическими пейзажами северных морей - с долгими рассветами и закатами, проплывающими мимо айсбергами (и не такими уж малыми - могут быть высотой в многоэтажный дом), беседами о жизни, совместным просмотром кинофильмов (традиция, введенная СП-41).
29 сентября был развернут ледовый лагерь. Первыми палатку поставили ледовики. Второй "постройкой" стал домик метеорологов и метеорологическая площадка (по традиции станция считается открытой, когда пошел первую метеосводку со льдины).
30 сентября - открытие СП-42. И корабль сопровождения НЭС "Академик Федоров" взял курс на Мурманск.
Полярники с СП-42 остались одни на просторах Северного Ледовитого. А вечером 30 сентября у них была торжественная трапеза - с тортами, приготовленными на камбузе лично Анжелой Царевой. Шесть тортов со взбитыми натуральными сливками. Готовила Анжела Францевна на глазах журналиста "РГ" накануне, то есть 29 сентября.
Делюсь рецептом настоящего торта "Северный полюс", приготовленного на "Северном полюсе".
Расчет продуктов на один торт. Для бисквита потребуется 4 яйца, 120 граммов сахара, 120 граммов муки, если хотите именно шоколадные коржи - добавьте 2 чайные ложки какао.
Яйца с сахаром сбиваем до пены. Затем добавить муку, аккуратно размешать, чтобы пузырьки не осели. Поставить в разогретую до 170 градусов духовку. Готовый корж остудить и разрезать по горизонтали на три части.
Приготовить крем. На него понадобится: 0, 5 литра сливок 33% жирности, 350 граммов творожного сыра (сливочного, без добавок), 150 граммов сахарной пудры. Сливки хорошо взбить с сахарной пудрой, затем постепенно добавлять творожный сыр, продолжая взбивать.
Промазать слои, украсить торт. Царева украшает его просто, но изящно: различными виньетками из крема. Добавляет для красоты вишню. Готовый торт отправить на ночь в холодильник.
Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.