30.10.2024 22:08
Культура

Зачем театры возвращаются в нулевые

Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №247 (9489)
Время неумолимо. Страшно сказать, но поколению 30-летних уже пора ностальгировать по собственной юности. Бум на 90-е схлынул столь же стремительно, сколь появился, и теперь режиссеры шагнули на десятилетие вперед, пытаясь осмыслить 2000-е и их влияние на всех нас. Вот лишь пара премьер октября на столичных подмостках: в МХТ им. Чехова поставили "Флешбэк 2002", в Театре им. Маяковского - "2007": о чем это все?
"2007" - спектакль про юность, которая и горе, и радость воспринимает на разрыв, на максимуме эмоций. / Сергей Петров / пресс-служба Театра им. Маяковского
Читать на сайте RG.RU

Для начала: 2007-й, конечно, не просто год. Он стал символом эпохи, и прав тот, кто, увидев афишу нового спектакля (трескающаяся земля, кричащий куда-то в небеса юноша и вензеля из роз и шипов), первым делом вспомнит мем про "верни мне мой 2007-й".

Собственно, само понятие "мем" появилось примерно в то же время. Оттуда же родом первые бессонные переписки во ВКонтакте ("Дуров, верни стену!"), первые неформалы на улицах родного города и вездесущий пирсинг, "Первый Альтернативный" - телеканал с клипами тяжелой музыки, до которых раньше было не дорваться... Ну, а еще выпускники тех лет - первые, кто вступил в борьбу с ЕГЭ. Случайно ли именно тогда возникли эмо - субкультура бесконечной печали и слез? Прямая связь не доказана, но что-то в этом есть! - шутят в спектакле.

В "Геликон-опере" поставили спектакль в ностальгическом ключе

- Для нас 2007-й - метафизическое понятие. 1990-е уже ушли, новые кризисы еще не наступили. Это точка расцвета субкультур, время безоглядной свободы, особенно для тех, кто тогда окончил школу, - рассказывает Дмитрий Крестьянкин.

Самому режиссеру в 2007-м было 18. Сюжет постановки он взял из жизни своей тусовки, сам написал пьесу.

- Это документальная история, все персонажи - реальные люди. Наш спектакль, как ни банально, про любовь. Каждый герой любит по-настоящему и погибает, когда эта любовь уходит, тоже по-настоящему, - подчеркивает он.

Для путешествия во времени режиссер выбрал почти беспроигрышный формат - рок-концерт. Перед сценой - пространство фан-зоны, где можно танцевать, подпевать и прыгать (кресла есть, но те, кто "тру", сидеть вряд ли станут).

Само действо построено на сменяющихся эпизодах - драматическую историю о подростках в поисках любви и самих себя "прошивает" культовая музыка того времени. На сцене играет настоящая группа, а в репертуаре - Linkin Park, Slipknot, System of a Down, Evanescence, Amatory, Слот... Когда это все начинает звучать вживую (пусть даже с чуть посредственным вокалом, но кого в 2007-м это смущало?) - сердечко ёкает. И ты, как когда-то давно, снова можешь закрыть глаза и представить себя героем клипа любимой группы.

Это спектакль - рок-концерт. На сцене играет живая группа, а в репертуаре - хиты альтернативы 2000-х

Герои спектакля тоже так делают. Их шестеро - панк и анархист Джек (Ярослав Леонов), то ли скейтер, то ли фанат Limp Bizkit Финн (Иван Выборнов), готесса Дарла (Арина Назарова), Бурый (Семен Алешин), Клез (Анастасия Мишина), Пончик (Максим Наумов).

В Ростове прошел спектакль "12" Никиты Михалкова

Каждый из друзей самовыражается по-своему, но за этим вызывающим внешним видом и поведением, непонятным для родителей и сверстников, скрывается своя боль. У кого-то это несчастная любовь. Со всяким бывает, но что делать, если разводятся родители? Это не плакат из музыкального журнала, где хоть и сложно, но можно выбрать, какой стороной его повесить на стену.

Отношения и предательство, разговоры о смысле жизни и собственном в ней месте, о настоящем и позерском - в жизни подростков есть все. И это все - от радости до горя - воспринимается на разрыв, на максимуме эмоций и, кажется, навсегда, до самой смерти.

Но... Время идет, сегодня в моде ЗОЖ и осознанность. За примерами далеко ходить не нужно: вот уже и Джаред Лето, один из символов нулевых, когда-то кричавший скримом и влюблявший в себя экстремально подведенными глазами (песни 30 Second to Mars в спектакле, разумеется, тоже звучат), теперь занимается йогой и выпускает эко-косметику. А что наши герои?

Стремительно бежавшие от обывательства и клявшиеся, что никогда не будут жить, как их родители, сидят в офисах и ради приличия смеются над несмешными шутками коллег...

Малый театр отметит 200-летие Исторической сцены премьерой, фильмом и выставкой

Где что-то пошло не так? Или наоборот - все так, и жизнь сильнее фантазий, просто у юношеского максимализма есть срок годности?

- Наш "2007", мне кажется, ценен тем, что это история, которая больше конкретного времени. Расскажу небольшой эпизод. В зале на спектакле была взрослая женщина, я к ней подошла - мне было интересно узнать реакцию человека, юность которого пришлась совсем не на нулевые. Она честно сказала, что ненавидит эту музыку, но то, что увидела, задело ее за живое. И это главное: рядом с музыкой есть человеческая история, которой можно сопереживать, - уверена актриса Анастасия Мишина.

И пусть мемы останутся мемами, но и мы уверены: в ком когда-то горел сентябрь, он уже не перестанет гореть никогда. Кто знает, тот поймет.

Театр