31.10.2024 16:44
Экономика

Как население воспринимает текущие перемены на рынке

Текст:  Алексей Кобелев
Уход иностранных компаний с российского рынка лишь незначительно повлиял на доступность товаров и услуг. Об этом, в частности, говорится в отчете о результатах опроса общественного мнения, которое провели аналитики агентства социальных исследований "Столица".
Читать на сайте RG.RU

Опрос охватил 1200 жителей разных городов России в возрасте от 18 лет. Интервьюеры узнали об их отношении к присутствию на российском рынке товаров из недружественных стран, перечень которых утвержден постановлением правительства. В него входят 47 государств, включая 25 стран Евросоюза. Часть западных компаний в 2022 году объявили о сворачивании своего бизнеса в России, но гораздо больше компаний делать этого не стали.

В рамках опроса большинство респондентов заявили, что уход "инобрендов" если и повлиял на доступность товаров и услуг, то незначительно. Так, 29,5% опрошенных ответили, что все необходимое по-прежнему доступно, а 37% подчеркнули, что "пропавшую" западную продукцию успешно заменили российские аналоги.

Ухода иностранных компаний почти не заметили люди старшего поколения, по крайней мере, 74% респондентов данной возрастной группы ответили именно так. На исчезновение иностранных товаров чаще обращают внимание молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, но и тут мнения варьируются. Если 30,8% респондентов отмечают сокращение ассортимента товаров, то 29,2 % указывают на его незначительные изменения. О резком сокращении ассортимента в магазинах заявили лишь 12,8% опрошенных, а 16,1 % считают, что он, наоборот, стал заметно шире.

Товары из недружественных стран полностью не исчезли с прилавков российских магазинов. В первую очередь, это касается продуктов питания и лекарств - чаще всего именно эти товары встречают в продаже 12,6% и 12,1% опрошенных соответственно. На вопрос о причинах присутствия таких товаров на отечественном рынке респонденты единого мнения сформировать не смогли. Большинство (24%) предположили, что товары хорошо себя зарекомендовали, поэтому пользуются спросом; 16,8% причину видят в "стремлении иностранных компаний зарабатывать на российском рынке", а 17,7% - в выгоде, которую преследуют некоторые торговые сети. Еще 21,6% признались, что просто привыкли приобретать иностранные товары и отказаться от этой привычки им пока не удается.

"Среди мер, необходимых для регулирования присутствия товаров из недружественных стран на российском рынке, чаще всего респонденты выбирали маркировку таких товаров специальным знаком (24,6%), контроль на границе при ввозе таких товаров (20,7%), а также более жесткий контроль за деятельностью торговых сетей (13,4%), - говорится в исследовании. - О необходимости полного запрета на продажу товаров из недружественных стран заявили лишь 8,5% респондентов".

При этом 55,7% опрошенных негативно относятся к западным компаниям, открыто заявляющим о своей поддержке ВСУ. По их мнению, такие компании не должны зарабатывать на нашем рынке, а их продукцию следует убрать. Это говорит о том, что выбор покупателя далеко не всегда зависит от качества товара, россияне обращают внимание на поведение как производителей, так и стран их базирования.

Участникам опроса предложили выбрать один из трех возможных вариантов действий по отношению к брендам из недружественных стран: оставить их товары на российском рынке, маркировать специальным знаком или полностью запретить продажу.

Как оказалось, отношение к брендам зависит и от конкретной торговой марки, и от страны-производителя. Впрочем, и здесь все неоднозначно. Например, 63% респондентов поддержали присутствие на российском рынке бытовой техники немецкой компании "Bosch", но почему-то не очень желают видеть на нем краски известного нидерландского бренда "Дюлюкс", польскую одежду марки "Хендерсон" и детскую одежду "Кид" из США. В маркировке специальным знаком, по их мнению, нуждаются финские краски "Тиккурила" (29,8%), французская косметика (28,2%) и бельгийский шоколад (26,9%). Возможно, на мнение участников опроса повлияла негативная риторика в адрес России со стороны руководства Финляндии, Польши, США и Франции, а также публично озвученные Нидерландами и Бельгией планы о поставке Украине истребителей F-16.

Изначально было ясно: уход иностранных компаний из России не означает, что локальный рынок останется без их продукции. Да, часть компаний ушла "полностью и безвозвратно", как, например, шведская IKEA, закрывшая свои российские магазины мебели и товаров для дома. Другая часть международных брендов передала или продала свой бизнес россиянам. Затем просто менялось название бренда, под которым бизнес продолжает работать в России.

Есть компании, сохраняющие в нашей стране полноценное или ограниченное присутствие, например, французская сеть супермаркетов "Ашан" или упомянутая выше "Тикуррила". Так, в июне 2022 года СМИ писали, что этот финский производитель лакокрасочной продукции объявил о начале процесса выхода с российского рынка. А в 2024 году они же передавали, что компания все еще присутствует в России. В апреле 2022 года заявление сделал и производитель упомянутых красок "Дюлюкс" (Dulux) нидерландский концерн AkzoNobel: о том, что работа значительной части предприятий по производству лакокрасочных материалов в России приостанавливается. Но и он продолжает развивать свой бизнес в нашей стране.

Дискуссии по этому поводу не утихают, выдвигаются и любопытные законодательные инициативы. Например, в июне этого года депутат Госдумы Виталий Милонов выступил с законодательной инициативой о введении специальной маркировки "недружественная компания" и "недружественный бренд". Как писала пресса, таким способом предлагалось маркировать иностранные компании, финансирующие ВСУ (открыто заявившие об этом в СМИ и на своих ресурсах в сети), но продолжающие работу в России.

Инициатива подразумевала запрет на участие таких компаний в конкурсах на приобретение товаров и услуг в рамках системы госзакупок. Другой поправкой предлагалось ввести запрет на участие в госзакупках для "недружественных компаний", а также лиц, реализующих товары под "недружественными брендами". Кстати, от идеи до сих пор не отказались, она отправлена "на проработку".

Экономика