31.10.2024 09:00
Общество

На слете Центров РЛП обсудили важность вовлечения педагогов в жизнь школьников

Текст:  Ольга Неверова
Российская газета - Спецвыпуск: Образование и карьера №247 (9489)
Главным фокусом современного школьного образования и индикаторами его качества являются не столько предметные результаты учеников, сколько условия для их личностного развития. Такое развитие создает основу для благополучия и успешности ребенка как здесь и сейчас, так и в будущем. Об этом говорили эксперты на III слете Центров развития личностного потенциала (РЛП), который прошел 7-8 октября в Нижнем Новгороде.
Вовлеченный педагог заботится о благополучии, поддерживает и успешно мотивирует детей. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Организатором слета выступил Московский городской педагогический университет (МГПУ). При поддержке Благотворительного фонда "Вклад в будущее", Волго-Вятского банка Сбербанка, Нижегородского института развития образования и АНОО "Школа 800" он собрал более 400 педагогов и руководителей 177 школ и детских садов из 33 регионов России, а также представителей институтов развития образования, педагогических колледжей и вузов, зарубежных гостей из Киргизии и Казахстана.

Участники слета проанализировали практику работы центров РЛП, число которых растет с каждым годом: за 9 месяцев, прошедших с прошлого слета, прибавилось 55. А всего в 33 регионах страны работает уже 177. Они успешно реализуют программу "Развивающая среда" Благотворительного фонда "Вклад в будущее", которая стартовала 8 лет назад.

Методики по развитию личностного потенциала фонда "Вклад в будущее" получили признание на международном уровне

Руководитель программы "Развивающая среда" Дмитрий Сизарев впервые представил на слете совместные исследования фонда "Вклад в будущее" и МГПУ, подготовленные в рамках проекта стратегического академического лидерства "Приоритет 2030".

У какого учителя дети чувствуют себя благополучными и успешными? Какие личностные характеристики стоят за его стилем общения с учениками? Как педагогу вести себя при общении с ними, чтобы это поддерживало личностное развитие и благополучие детей? Ответы на эти вопросы дает исследование "В чем развиваться педагогу, чтобы его ученики чувствовали себя благополучными и успешными?", в котором участвовали более 2500 педагогов из 30 регионов России.

Глава РАО Васильева: Мы все еще не видим реальной альтернативы ЕГЭ

Во втором исследовании "Что способствует личностному развитию и благополучию школьников?" подведены итоги реализации программ "Социально-эмоциональное развитие детей" и "Развивающая среда" за период с 2017 по 2023 год в 30 регионах России. Выявлено, что личностный потенциал педагога и его профессиональное развитие вносят существенный вклад в формирование социально-эмоциональных навыков и развитие личностного потенциала детей.

Главный источник мотивации учеников на уроке - стиль общения педагога, то есть то, как учитель выстраивает взаимодействие с детьми на уроке. В зависимости от того, насколько педагог дает возможности для проявления детской инициативы, создает доверительную атмосферу и структурирует учебный процесс, он поддерживает или фрустрирует базовые психологические потребности ребенка. От степени удовлетворенности этих потребностей зависит благополучие ребенка и его удовлетворенность учебой.

Благополучию ребенка невозможно способствовать в отрыве от внимания к психологическому благополучию педагога.

Важно, чтобы школьная администрация придерживалась тех же принципов в отношении учителей, что и учителя в отношении учеников. Это возможно, если реализуется комплексный подход к формированию личностно-развивающей среды в образовательной организации. Одним из фокусов такого подхода является сплочение педагогического коллектива, организация его деятельности таким образом, чтобы создавать условия для совместности, содействия и сопричастности. Исследование показало, что социальное благополучие и вовлеченность педагогов выше, если они включены в профессиональные обучающиеся сообщества.

Как можно поддерживать личностное развитие детей и взрослых в школе? Программа "Развивающая среда" предлагает учебно-методические комплекты и другие ресурсы для занятий с детьми разных возрастов - от 5 до 18 лет. Результаты лонгитюдных исследований показали: дети, участвующие в программе, имеют более высокие темпы личностного развития и формирования метапредметных компетенций, нежели те, которые в программе не участвовали. Если навыки достижения целей, работы с другими развиваются и у тех и у других детей к определенному возрасту в равной степени, то навык управления эмоциями оказался выше у участников программы.

Развитие личностного потенциала педагога и его профессиональных компетенций является ключевым ориентиром по повышению квалификации программы "Развивающая среда". Педагоги, прошедшие обучение в рамках нее, становятся устойчивее к трудностям, развивают рефлексивность, переосмысливают свои установки, работают более инициативно и стремятся поддерживать автономию учеников, способствуя их мотивации, благополучию и развитию.

Представленные на слете исследования содержат не только богатый статистический и аналитический материал, но и дают практические рекомендации управленцам в образовании и педагогам всех ступеней школы, которые позволяют понять, как выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы он способствовал благополучию и личностному развитию всех его участников.

Мнения

Эффективность программы подтверждают и мнения самих школьников.

"На занятиях у нас была уникальная возможность - задавать вопросы самим себе, раскрывать собственный потенциал, понимать, в чем мы сильны. Мы учились работать в команде, сотрудничать, критически осмысливать услышанное, увиденное и прочитанное. Мы учились снимать стресс и очень удивлялись, что негативные эмоции могут помочь человеку. Мне кажется, эта программа поможет каждому найти свой путь к личностному росту!"

(Выпускница МБОУ "Лицей при УлГТУ № 45", г. Ульяновск, Ульяновская область.)

"Школа преображается, появляются новые интересные занятия. Внеурочка перестала быть скучной. Узнаем много интересного о себе, своем внутреннем мире, своих эмоциях".

Минобрнауки предложило не выдавать образовательные кредиты на ряд специальностей

(Ученица 9-го класса МБОУ СШ, с. Талица Елецкого муниципального района, Липецкая область.)

"Хожу на занятия "Я и Ты", которые проводит наша учительница английского языка. Они мне так нравятся. Я очень скромная и стеснительная, на уроке редко поднимаю руку, но на занятиях становлюсь совсем другой, уверенной в себе, разговорчивой, общительной. Думаю, что эти занятия мне обязательно помогут во взрослой жизни!"

(Ученица МБОУ "Лицей № 52", г. Барнаул, Алтайский край.)

Оценку проведенной работе дают и педагоги, которые принимали участие в реализации программы. Вот лишь некоторые отзывы.

"Участие в программе позволило переосмыслить подходы к созданию пространственно-предметного компонента среды школы. Чем больше в школе пространства для выражения творческих идей и создания проектов, зон для игр, тем больше у детей желания приходить в школу каждый день, скучать по школе и с нетерпением ждать нового учебного дня".

(Директор МАОУ Илюшинской СОШ, Калининградская область.)

"Участие в программе позволило мне взглянуть на образовательный процесс и на детей под другим углом. Ранее на первое место я всегда ставила предметные результаты, а теперь понимаю, что личностные результаты важнее в современном обществе".

(Учитель французского языка МАОУ гимназии № 39 "Французская гимназия", г. Екатеринбург, Свердловская область.)

"Создана команда, которая научила меня по-новому смотреть на планирование своей работы, я пересмотрел формы взаимодействия с родителями, обучающимися, и, самое главное, повысилась личная мотивация к творчеству".

(Учитель истории и обществознания, МОУ "Лямбирская СОШ № 2", с. Лямбирь, Республика Мордовия.)

"Программа дала возможность объединить коллектив педагогов общей идеей, общими ценностями, возможность говорить на одном языке с коллективом".

(Директор Абанской СОШ № 3, п. Абан, Красноярский край.)

Образование