Так офицер Народной милиции ЛНР вернулся к родным из госпиталя. От чувства беспомощности некогда сильный и статный 38-летний мужчина застонал, а потом дал себе слово никогда не жаловаться и снова встать на ноги.
...Прошло четыре года.
Мы встретились в музее на Самбекских высотах в Ростовской области, куда Николай приехал из города Алчевск, чтобы получить специально подготовленный и сияющий белой краской легковой автомобиль LADA Granta. Торжественная церемония прошла под руководством статс-секретаря - заместителя министра обороны России, председателя фонда "Защитники Отечества" Анны Цивилевой.
- Даже представить себе не мог, что мечта исполнится. Теперь поеду путешествовать по России. Первой точкой на карте станет Крым, - признался, сидя в инвалидной коляске, Николай Анатольевич.
А начиналось все в 2014 году, когда рабочие Алчевского металлургического комбината встали на защиту Луганска от банд украинских националистов. В их числе был инженер-проектировщик автоматизированных систем управления Николай Солдатенко.
- Республику мы отстояли, но киевская хунта, несмотря на Минские соглашения, решила задушить нас экономически - перекрыли железную дорогу и отрезали от порта в Мариуполе. Продукцию завода стало некуда вывозить. А вместо открытых боев началась ползучая война. Наплевав на все соглашения, боевики тайно захватывали объекты на нейтральной территории или, как теперь говорят, в "серой зоне". Убегать из республики не пожелал, и потому в 2017 году заключил контракт с Народной милицией ЛНР, - рассказал Николай. - Служил в 4-й бригаде. Прошел путь от старшего наводчика до старшего офицера батареи 120-мм минометов. Самое сложное - это было научиться... нести ответственность за подчиненных. Ведь когда ты солдат, то отвечаешь лишь за себя самого, а когда получил офицерские звездочки, то стал отцом для всех 15 подчиненных. Ты с ними живешь, и тебе с ними идти в бой, и рассчитывать можешь только на их помощь и поддержку.
Солдаты не подвели своего командира. Бой произошел 28 мая 2020 года. Батальон Народной милиции ЛНР отбивал атаку ВСУ.
- Сначала противник обстреливал другие подразделения, а затем начал бить из ствольной артиллерии по нам. Первыми снарядами был ранен. Меня присыпало землей. Командир роты откопал и перетащил в блиндаж. Прибежала военный фельдшер и перевязала. Стали ждать машину эвакуации. Вроде обстрел стих, но едва появилась "буханка", как над нами опять зависла "птичка" - беспилотник, и обстрел возобновился. Боец, который меня сопровождал, погиб на моих глазах, а я был повторно ранен. Перестал чувствовать ноги. Фельдшер Наталья была рядом и пробовала накрыть меня еще и своей броней. Обстрел продолжался. Мы перестали шевелиться. Дрон немного повисел и ушел. Меня погрузили в машину и понеслись к месту встречи реанимобиля. Дорогу к Луганску помню плохо, но медик, который представился Толяном, довез меня, - вспоминает Николай.
После операции Николай Солдатенко десять дней пролежал в реанимации. Хирурги практически заново "сшили" раненого минометчика, но один из осколков повредил позвоночник. Николай не только потерял способность ходить, но и не мог самостоятельно перевернуться на больничной койке. После того, как раны затянулись, офицера в таком беспомощном состоянии отправили домой - его больничная койка требовалась другому раненному бойцу.
- Подумал, что раз Господь Бог не прибрал меня к себе, то нужно жить и бороться. Пришлось заново учиться лежать, поворачиваться и сидеть. С помощью родных и друзей дом превратился в реабилитационный центр: из листов металла сделали пандус, установили шведскую стенку, брусья. Методички скачал в интернете. Однако настоящая помощь пришла с открытием в республике отделения фонда "Защитники Отечества", - рассказал ветеран. - Я обратился и понял: попал в семью, где меня окружили настоящей заботой. Помогли оформить документы для ветеранского удостоверения, собирают справки, чтобы смог выправить военную инвалидность. Координаторы - такие же солдаты, как и я. Они на себе испытали все тяготы войны и потому откровенно говорят с тобой на одном языке.
Попал на реабилитацию в один из филиалов госпиталя Вишневского в городе Химки. Врачи спросили: "Какой вид лечения вам назначить?" - я ответил: "Направьте на занятия лечебной физкультурой". Медики сказали: "Вы потеряете время, так как вам это не поможет". Однако просьбу уважили, и после занятий с лечащим врачом у меня пошла положительная динамика - ноги начали сгибаться. Теперь занимаюсь самостоятельно - стремлюсь научиться передвигаться на ортопедических ходунках.
Кроме того, я оказался среди товарищей по несчастью, и это очень важно, когда тебя окружают люди пусть искалеченные или раненные, но не сломленные. Ты учишься у них, и кто-то учится у тебя, и вместе мы становимся сильнее. Их моральная поддержка придает сил и уверенности, что жизнь наладится и все получится.
Вернулся с реабилитации, и снова звонок из фонда. Спросили, нет ли у меня противопоказаний для управления машиной и занятий паралимпийским спортом. Меня отправили на медкомиссию, а затем на учебу в ДОСААФ. Там научили управлять автомобилем с ручной коробкой передач и тут же помогли пройти переаттестацию в ГАИ и выдали водительские права нового образца. Без помощи фонда долго бы не смог решиться на этот шаг, а вместе с координаторами из "Защитников Отечества" вся процедура заняла короткое время.
Затем снова звонок: "Николай Анатольевич, вам необходимо прибыть на Самбекские высоты для получения бесплатного автомобиля". Явился и вижу. Да это же не инвалидка, а полноценный легковой автомобиль. Тут стоит коробка-автомат и 16-клапанный мотор мощностью 98 лошадиных сил. Максимальная скорость - 176 километров в час, разгон до 100 километров в час происходит за 14 секунд, расход топлива - 7,4 литра на 100 километров. В Алчевск возвращался уже самостоятельно: машина - зверь. Теперь повезу семью путешествовать - покажу детям мир.
А еще Николай Солдатенко признался, что "заряженный" поддержкой "Защитников Отечества" решил вернуться к полноценной трудовой деятельности инженера. Он разместил в интернете резюме, и компания из Ростова-на-Дону приняла его на работу. Сейчас в удаленном доступе он помогает в реконструкции ферросплавного завода в Стаханове.
- Такой фонд, как "Защитники Отечества", нужен ветеранам и участникам СВО. Он не только помогает в решении конкретных проблем с документами или здоровьем, но и дает своим подопечным путевку в новую жизнь, - сказал Николай.
Как фонд "Защитника Отечества" помог инвалиду Николаю Солдатенко