Легитимность этого результата вызывает большие сомнения, поскольку обеспечить его режим Санду смог только за счет голосов молдавской диаспоры на Западе и масштабных усилий по блокированию голосования всех ее противников.
Случай беспрецедентный: если учитывать волеизъявление на участках только в самой Молдавии, то президентом страны стал бы Стояногло - там за него проголосовали 51,19 процента жителей. Унизительно для Санду, но даже на ее родине, в Фалештах, большинство проголосовало за Стояногло. Однако на участках за пределами страны Санду набрала почти 83 процента голосов, хотя и это только за счет того, что власти Молдавии умышленно лишали возможности голосовать тех уехавших, кто настроен против нее, включая сотни тысяч молдаван, проживающих в России.
Молдавия и ее диаспора за границей выбрали себе разных президентов.
Общеизвестен термин "правительство в изгнании". Теперь же мы увидели и новый феномен "президента диаспоры". В ближайшие годы Молдавия продолжит находиться под внешним управлением - руководить ей будет гражданка Румынии, выбранная за границей.
Неудивительно, что еще до официального объявления результатов в адрес Санду полетели поздравительные телеграммы из европейских столиц - там, вероятно, знали, что Кишинев любыми методами обеспечит именно такой результат.
Второй тур президентских выборов в МолдавииСтрана разделена, страна расколота. Перед вторым туром голосования Санду заметно нервничала. Да, манипуляциями ей удалось на доли процента обеспечить большинство голосов на референдуме о европейской интеграции, который проходил параллельно с первым туром. Но в гонке за президентство ее позиции были достаточно шаткими.
Понимая это, Санду использовала административный ресурс и все имеющиеся возможности, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. На политических противников оказывалось беспрецедентное давление, проводились обыски и задержания в среде оппозиции, избиратели сталкивались с шантажом и угрозами.
Но и прямых репрессий ей было недостаточно. Молдавские власти своими манипуляциями фактически лишили права голоса сотни тысяч граждан, недовольных прозападной политикой Санду и тем, что ее руководство привело Молдавию к экономическому краху.
Кишинев попытался максимально затруднить голосование жителей Приднестровья. Полиция под предлогом получения сообщения о якобы минировании перекрыла движение по мосту через Днестр между населенными пунктами Рыбница и Резина, где голосовали жители Приднестровья. Затем "заминировали" избирательные участки в Варнице, а урны с бюллетенями вывезли "для сохранности".
На полумиллионную молдавскую диаспору в России открыли лишь два участка в Москве и завезли всего 10 тысяч бюллетеней. В Москве была самая высокая явка среди всех участков за рубежом, но бюллетени ожидаемо закончились еще до окончания голосования. Несколько часов после закрытия участков в посольстве люди не расходились, надеясь, что им все-таки удастся проголосовать. Многие жаловались, что процесс голосования был намерено затянут. Люди называли это издевательством и скандировали "Долой Санду!". А многие представители молдавской диаспоры в России за свой счет отправились в Минск и Азербайджан, чтобы все-таки проголосовать.
При этом всего за границей на участки пришло 320 тысяч человек - рекордный показатель за всю историю молдавских выборов. Лишив молдаван в России права голоса, Санду сделала ставку на тех, кто сбежал из Молдавии на Запад, пускай даже вряд ли они когда-нибудь вернутся на родину. Санду после выборов лицемерно заявила о каком-то "единстве" и обещала "быть президентом для всех молдаван".
В ходе голосования постоянно поступали сведения о многочисленных нарушениях. Наблюдатели из общественной организации Promo-LEX зафиксировали 791 инцидент. Здесь и незаконная агитация, и ограничение доступа наблюдателей, и акты насилия на участках, и "необоснованное присутствие посторонних лиц". А вот в ЦИК заявили, что в ходе второго тура выборов "серьезных нарушений не было зарегистрировано", а выборы "прошли в свободной обстановке и без серьезных инцидентов".
Комментируя голосование в Молдавии, вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев назвал итоги выборов "беззастенчивой манипуляцией избирательным процессом", а организацию голосования "позорной". "Конечный результат определен не в самой стране, а извне, - указал он. - Он определен голосами из-за рубежа, где организаторы заведомо и осознанно создали эксклюзивные возможности для тех, кто поддерживал одного кандидата, и лишили возможности проголосовать тех, кто поддерживал другого". Сенатор указал, что "благостные оценки избирательного процесса со стороны Запада" являются "открытым предательством пресловутых "демократических ценностей".