04.11.2024 14:31
Культура

Какие были герои и антигерои Смутного времени в русской литературе

Текст:  Ирина Зайцева
Смутное время - сложнейший и важнейший период русской истории, в который были заложены многие основы того, что мы называем "русской жизнью" и "российским менталитетом".
Читать на сайте RG.RU

Начиная с 2005 года драматические события начала ноября (конца октября по старому стилю) 1612 года, завершившиеся тем, что народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского изгнало из Кремля захвативших его чужестранцев и в конечном итоге восстановило монархию во главе с новой династией Романовых (избранной, между прочим, на "съезде народных депутатов" того времени - Земском соборе), отмечается в России как День народного единства - главный государственный гражданский праздник.

Смутное время (1598 - 1618) - и в самом деле сложнейший и важнейший период русской истории; именно тогда были заложены многие основы того, что мы называем "русской жизнью" и "российским менталитетом". Неудивительно, что яркие герои (и не менее яркие антигерои) Смутного времени всегда привлекали внимание русских писателей и драматургов - начиная с XVIII века и до наших дней.

Напомним несколько классических произведений. Среди их героев - Борис Годунов, Григорий Отрепьев, Шуйские, Лжедмитрии, Марина Мнишек, Иван Сусанин и - главные герои Народного ополчения, победившего оккупацию - Минин и Пожарский.

1. А.С.Пушкин "Борис Годунов" (1605)

"Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве" - историческая драма Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское. "Борис Годунов" был написан под влиянием чтения "Истории государства Российского" и посвящен периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. Действующие лица - Борис Годунов, Григорий Отрепьев, князь Шуйский, Петр Басманов, Марина Мнишек.

Марина

Димитрий ты и быть иным не можешь;

Другого мне любить нельзя.

Самозванец

Нет! полно:

Я не хочу делиться с мертвецом

Любовницей, ему принадлежащей.

Нет, полно мне притворствовать! скажу

Всю истину; так знай же: твой Димитрий

Давно погиб, зарыт - и не воскреснет;

А хочешь ли ты знать, кто я таков?

Изволь, скажу: я бедный черноризец;

Монашеской неволею скучая,

Под клобуком, свой замысел отважный

Обдумал я, готовил миру чудо -

И наконец из келии бежал

К украинцам, в их буйные курени,

Владеть конем и саблей научился;

Явился к вам; Димитрием назвался

И поляков безмозглых обманул.

Что скажешь ты, надменная Марина?

Довольна ль ты признанием моим?

Что ж ты молчишь?

(1825 год)

2. Александр Островский "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1605-1606)

Островский приступил к работе над "Дмитрием Самозванцем…" в начале февраля 1866 года. Как свидетельствует сам Островский, "Дмитрий Самозванец…" - "плод пятнадцатилетней опытности и долговременного изучения источников". Написанная белым стихом пьеса Островского в определенной степени продолжает пушкинского "Бориса Годунова". Во всяком случае хронологически. Среди действующих лиц - реальные исторические персонажи: Василий IV Иванович Шуйский (бывший царем с 1606 по 1610 годы); Дмитрий Иванович - Лжедмитрий I, самозванец; князь Федор Иванович Мстиславский; князь Василий Васильевич Голицын.

За что и за кого воевали казаки в Смутное время

Василий Шуйский

Ну нет, не чернецом он смотрит...

Ошиблись мы с Борисом. Монастырской

Повадки в нем не видно. Речи быстры

И дерзостны, и поступью проворен,

Войнолюбив и смел, очами зорок,

Орудует доспехом чище ляхов

И на коня взлетает, как татарин;

А чернеца не скоро ты обучишь

Вертеть конем ногайским или саблей.

<...>

Дмитрий

Мне Бог вручил московскую державу

И возвратил родительский престол.

От юных лет невидимою силой

Я сохранен для царского венца.

Изгнанником безвестным я покинул

Родной земли пределы - возвращаюсь

Непобедимым цесарем, карая

Врагов своих и милуя покорных.

И радостно вступаю в отчий дом

Творить и суд и милость. Вам, бояре,

Мы скажем завтра жалованье наше.

Сегодня пир; гостей иноплеменных

Мы удивим московским хлебосольством.

(1865-1867 годы)

/ wikipedia.org

3. Кондратий Рылеев "Иван Сусанин" (1612)

Кондратий Фёдорович Рылеев - русский поэт, один из пяти казненных руководителей Декабристского восстания 1825 года, посвятил Ивану Сусанину "думу" - стихотворение из сборника (21 стихотворение) патриотического содержания на исторические темы.

"Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! -

Сусанину с сердцем вскричали враги: -

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!

<...>

"Злодей! - закричали враги, закипев, -

Умрешь под мечами!" - "Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

"Умри же! - сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали! -

Погибни, предатель! Конец твой настал!"

И твердый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

(1822 год)

4. Михаил Загоскин "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году"

Произведение Михаила Загоскина высоко ценили и Пушкин, и Белинский, и Гоголь. Действие романа происходит на фоне русско-польской войны, с конца 1611 года по конец 1612 года. Для написания романа Загоскин изучал "Историю государства Российского" Карамзина и "Опыт повествования о древностях русских" Успенского, а также летописи и сочинения русских авторов XVII века: в их числе, например, "Сказание" келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына об обороне лавры во время осады ее поляками. Среди героев есть как вымышленные (к ним относится и заглавный Юрий Милославский), так и реальные исторические персонажи, в том числе Минин и Пожарский, организаторы и руководители народного ополчения, осенью 1612 года освободившего Москву от польской оккупации.

"Нет, любовь к отечеству не земное чувство! Оно слабый, но верный отголосок непреодолимой любви к тому безвестному отечеству, о котором, не постигая сами тоски своей, мы скорбим и тоскуем почти со дня рождения нашего!"

"... быть может, внуки наши обнимут поляков, как родных братьев, и два сильнейшие поколения древних владык всего севера сольются в один великий и непобедимый народ!" (1829 год)

Игру про Смутное время представили в нижегородском Кремле

5. Гавриил Державин "Пожарской, или Освобождение Москвы" (1611)

Пожарский был одним из любимых исторических героев Державина - именно он возглавил Второе ополчение, которое изгнало интервентов из Москвы - разбил врага, организовал выборы нового царя, по существу положив начало династии. Державин написал эпитафию "На гроб Пожарского", задумал поэму о Пожарском (написал только несколько отрывков); посвятил оду "На коварство во время возмущения французов, к чести князя Дмитрия Михайловича Пожарского, яко укротителя междоусобия и утвердителя монаршей власти"; и в 1805 году - "героическое представление" "Пожарской, или Освобождение Москвы".

В обращении "К читателю", приложенном к этой пьесе, Державин почти дословно повторяет характеристику князя Пожарского, из оды "На коварство": "Когда Пожарской, пренебрегши свое спокойствие и несмотря на раны свои, в смутное время принял на себя главное предводительство собранного войска; не поступил по тогдашним обычаям жестоко со злодеями, на убивство его покушавшимися … - то не был ли он Герой высшей степени, человек самый добродетельный, великий, каковых мало история представляет и каковым я его представляю, придав ему слабости, не победя которых, никто великим почитаться не может?"

<...>"Который бы в боях сражался

Лишь спасть народ, царя от бед;

Перунами не возвышался,

Отнес к другим весь звук побед;

Красой и златом не был пленным,

Простил убийцам обличенным,

Сокрыту зависть наградил;

Не вняв к себе народа клику,

Избрал достойного владыку

И над собою воцарил…

(1789, 1790 годы)

Котарбинский В. А. "Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов", 1882

6. Алексей Константинович Толстой "Ночь перед приступом" (1608)

В стихотворении описана осада Троице-Сергиевой лавры войсками во время польской интервенции, целью которой было возведение на русский престол Лжедимитрия II. Осада началась осенью 1608 года и продолжалась 16 месяцев, но все штурмы были отбиты. Источником "Ночи перед приступом" является "Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы" келаря этого монастыря, возможно, в пересказе Карамзина.

Поляки ночью тёмною

Пред самым Покровом,

С дружиною наёмною

Сидят перед огнём.

<...>

Монахи с верой пламенной

Во тьму вперили взор,

Вокруг твердыни каменной

Ведут ночной дозор.

(1840-e годы)

7. Александр Островский "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1612)

"Драматическая хроника в пяти действиях, с эпилогом, в стихах" посвящена второму главному герою Второго ополчения 1611-1612 годов, эпохи Смутного времени в Русском государстве, Козьме Минину. Материалом Островский избрал не просто историю освобождения Руси от поляков, но сюжет исторической драмы Нестора Кукольника "Рука Всевышнего Отечество спасла", поставленной в Александринском театре в Петербурге 15 января 1834 г. Время действия - 8 месяцев (с августа 1611-го до марта 1612 г., времени выхода ополчения из Нижнего Новгорода.

В начале 1862 г. И. С. Тургенев, живший в Париже. "бомбардирует" петербургских приятелей просьбами поскорее прислать ему новую, только что напечатанную в "Современнике" хронику А. Н. Островского "Козьма Захарьич Минин, Сухорук": "Чрезвычайно меня интересует "Минин" Островского; пожалуйста, сообщите мне Ваше впечатление. Новая, смелая попытка! Дай бог, чтобы она увенчалась успехом! Но если даже и будет неудача, я все-таки уверен, что неудача Островского может быть интереснее удачи многих других". Вождем, выросшим из народной гущи, впитавшим в себя все народные чаяния и надежды, осознает себя Минин. Взгляды Островского, нашедшие отражение в хронике, послужили причиной запрещения ее постановки на сцене.

Пожарский

Нижегородцы! Мы за вас идем

С врагами биться, жизни не жалея;

А вы всещедрого молите Бога,

Чтобы Московское нам государство

В соединенье видеть, как и прежде,

Как при великих государях было;

Кровопролитье б в людях перестало;

А видеть бы покой и тишину,

Как и доселе было в государстве.

Минин

Друзья нижегородцы! Ваше войско

Пошло к Москве! Его вы снарядили

И проводили. Буде Бог пошлет,

И нашим подвигом мы Русь избавим,

Великую от Бога примем милость

За избавленье христианских душ;

И во вся роды, в будущие веки,

К навечной похвале нам учинится,

На славу нам, и на помин душ наших.

(1861-1866 годы).

8. Максимилиан Волошин "Дметриус Император" (1591-1613)

Советскую власть Волошин принять однозначно не смог, в стихах и поэмах "Бойня", "Террор", "Дметриус-император", "Красная пасха" и других он явственно проводил параллели между событиями 1917-го и Смутным временем.

По Руси что ветер засвистал,

Освещал свой путь двойной луною,

Пасолнцы на небе засвечал.

Шестернёю в полночь над Москвою

Мчал, бичом по маковкам хлестал.

Вихрь-витной, гулял я в ратном поле,

На московском венчанный престоле

Древним Мономаховым венцом,

С белой панной - с лебедью - с Мариной

Я - живой и мёртвый, но единый -

Обручался заклятым кольцом.

Но Москва дыхнула дыхом злобным -

Мёртвый я лежал на месте Лобном

В чёрной маске, с дудкою в руке,

А вокруг - вблизи и вдалеке -

Огоньки болотные горели,

Бубны били, плакали сопели,

Песни пели бесы на реке…

(19 декабря 1917, Коктебель)

/ wikipedia.org

9. Марина Цветаева "Марина"

Марина Мнишек - дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, первая женщина, коронованная в России. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени. Марина Мнишек - центральный персонаж трагедии Пушкина "Борис Годунов". Судьба Мнишек нашла отражение в русских народных песнях, в художественных произведениях - драма Н. В. Кукольника "Рука Всевышнего Отечество спасла", драматическая хроника А. Н. Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", поэма Велимира Хлебникова "Марина Мнишек", стихотворение Цветаевой "Димитрий! Марина! В мире…". Цветаева сочувственно воспринимала действия своей тезки, о чем свидетельствует запись, сделанная еще в 1921 г.: "Чего искала Марина Мнишек?…Власти несомненно, но - какой? Законной или незаконной? <…> С грустью думаю, что искала она первой, но если бы я писала ее историю…". У зрелой Цветаевой, утратившей первичный романтизм, оценка Мнишек меняется:

Трем Самозванцам жена,

Мнишка надменного дочь,

Ты-гордецу своему

Не родившая сына…

В простоволосости сна

В гулкий оконный пролет

Ты гордецу своему

Не махнувшая следом.

На роковой площади

От оплеух и плевков

Ты гордеца своего

Не покрывшая телом.

В маске дурацкой лежал,

С дудкой кровавой во рту,

- Ты, гордецу своему

Не отершая пота…

Своекорыстная кровь! -

Проклята, проклята будь

Ты-Лжедимитрию смогшая быть Лжемариной!

("Марина" 1921)

Полную версию читайте на портале ГодЛитературы.РФ

Литература