Сложностей и узких мест немало. К сожалению, народные оркестры не столь популярны у слушателей, как симфонические, джазовые, духовые. А ведь музыка, придуманная народом и написанная профессиональными композиторами для домр, балалаек, гармоник, свирелей и других инструментов, находит в душе россиянина особенный отклик. Человек, впервые услышавший звучание народного оркестра, бывает поражен его возможностями. Вопрос в том, чтобы встречу музыки и слушателя вовремя организовать.
- К нам на концерты приходит разная публика, в том числе молодежь и дети. Я спиной чувствую, что идет настоящий отклик, - поделился главный дирижер и художественный руководитель Уральского государственного русского оркестра Павел Василев. - Сейчас мы чувствуем поддержку и государства, и меценатов. Хочется, чтобы ее было не меньше, чем у симфонических коллективов.
Тема продвижения народного исполнительства стала одной из главных на состоявшейся на форуме научно-практической конференции. Помимо этого, участники обсудили, как найти баланс между новаторством и традицией в репертуаре, как обогащать репертуар, соблюдать авторские права.
- Мы говорим о новых реалиях существования оркестра народных инструментов в современном обществе, о том, что пора выводить наши коллективы на такой же высокий уровень, на котором находятся симфонические, джазовые, духовые оркестры, и как это сделать. Итоговая резолюция будет направлена в творческие организации федерального уровня, - говорит директор Уральского центра народного искусства Марина Боровкова.
Разумеется, кроме общения профессионалов, форум каждый год дает уральцам возможность познакомиться с творчеством российских оркестров. На этот раз сольные программы показали Уральский русский оркестр, Русский оркестр Новосибирской филармонии, Национальный оркестр Бурятии, Вятский оркестр русских народных инструментов, Русский народный оркестр "Москва". А завершилось все традиционным гала-концертом с участием сводного коллектива. Когда пять оркестров исполняют произведения Мусоргского, Шнитке, Фельцмана или грянет "Вдоль по Питерской", поверьте, скучающих и равнодушных в зале не остается.
- Люди часто говорят: я музыке не учился, понять ее не в состоянии и ходить на концерты не стоит, - говорит художественный руководитель Большой оркестровой премии "400 герц", главный редактор журнала "Скрипичный ключ" Надежда Маркарян. - Но, если человек знает буквы и умеет читать, совсем не факт, что он сможет проникнуться эстетикой романа Маркеса, например. Так же и знание нот не гарантирует понимания музыки. Нужно просто впустить музыку в свою душу и дать ей срезонировать с вашими эмоциями, тогда постепенно придет понимание.