Сейчас средства фото- и видеофиксации устанавливают на железнодорожных переездах, где за три года произошло два и более ДТП, в которых погибли люди или получили травмы пять и более человек. В проекте правительственного постановления предложено устанавливать их в приоритетном порядке на всех нерегулируемых переездах, а также на регулируемых, где случилась по меньшей мере одна авария за год.
Новые правила оборудования железнодорожных переездов, предложенные минтрансом и опубликованные для общественного обсуждения, могут вступить в силу с 1 марта 2025 года. Ответственность за установку камер и передачу данных о нарушении ПДД возложена на РЖД и других владельцев железнодорожной инфраструктуры. За шесть лет их затраты могут составить более 3 млрд рублей.
Главный аргумент Минтранса - снижение аварийности на железной дороге. С начала 2021 года по июль 2024 произошло 850 ДТП на железнодорожных переездах, при этом максимальный рост аварий зафиксирован на переездах IV категории с низким трафиком.
"Причинами ДТП являются грубые нарушения водителями правил дорожного движения, поэтому неотвратимость наказания за такие действия является приоритетной и эффективной мерой", - уверены в Минтрансе.
Административные санкции за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, предусматривают для граждан штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток, а для должностных лиц - штраф от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Недавно депутаты Мосгордумы предложили распространить ответственность, предусмотренную этой же статьей КоАП, не только на железную дорогу, но и на метрополитен. Еще одна инициированная ими поправка в Кодекс об административных правонарушениях касается перехода железнодорожных путей при запрещающем сигнале светофора. За это предложено наказывать так же, как и за переход в неположенном месте - штрафом в 500 рублей, а в столичных регионах - в 1500 рублей, так как правонарушения там представляют повышенную общественную опасность "из-за интенсивности пассажиропотока и движения поездов".
"До сих пор в федеральном КоАП не было ответственности за переход железной дороги на красный свет, как бы абсурдно это ни звучало", - подчеркнул зампред Мосгордумы, член комиссии по транспорту и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Степан Орлов, добавив, что "здесь вопрос не столько в самих штрафах, сколько в сбережении жизни и здоровья людей".
Когда законопроект обсуждали в Мосгордуме, замначальника Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти РЖД Николай Милосных тоже отметил, что документ в первую очередь "создает основу для принятия превентивных мер, ограждающих жителей не только Москвы, но и страны от опасных деяний на железнодорожном транспорте".
В законопроекте столичных депутатов содержится еще одна инициатива - повысить штрафы за повреждение объектов железнодорожной инфраструктуры и, в частности, ограждений. Дыры в заборах представляют серьезную угрозу безопасности движения поездов и здоровью граждан, так как они "способствуют беспрепятственному проходу посторонних лиц через железнодорожные пути и неправомерному проникновению в зоны повышенной опасности. За восемь месяцев в РЖД зафиксировали 2659 таких проломов.
Размер штрафа за повреждение путевых объектов сейчас составляет от 300 до 500 рублей для граждан и от 500 до 1000 рублей для должностных лиц. Он не менялся с 2007 года и "не соответствует степени общественной опасности данных правонарушений, возможным негативным последствиям их совершения и не обеспечивает должного превентивного воздействия", считают законодатели. Депутаты предложили поднять штраф до 1-3 тыс. рублей для физлиц и до 3-5 тыс. рублей для должностных лиц. За правонарушения на территории Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и области административное взыскание, по их мнению, должно составить 3-5 тыс. и 5-7 тыс. рублей соответственно.
Председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев одобрил инициативу столичных депутатов, добавив, что и в комитете ее поддержат. По его мнению, штрафы за порчу железнодорожного имущества следовало бы поднять еще выше, как минимум до 50 тыс. рублей.