06.11.2024 07:00
Общество

В Московской области достроили еще один цех по переработке шин

Шины поедут снова
Текст:  Федор Андреев Олег Платонов
Российская газета - Спецвыпуск: Химическая промышленность №251 (9493)
В конце октября Дмитровский завод РТИ (Московская область), занимающийся сбором и переработкой автошин, достроил еще один новый цех. Ввод его в эксплуатацию запланирован в середине 2025 года. В нем смонтируют новое оборудование, которое позволит увеличить объемы переработки шин и расширит ассортимент выпускаемой продукции.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

В нашей стране ежегодно накапливается более миллиона тонн отслуживших свой срок автошин. Но это не мусор, а ценнейшее сырье: в них содержится до 70 процентов резины, 15-25 процентов технического углерода, 10-15 процентов металла. При производстве шин используют синтетические полимеры, каучуки, смолы, сажу, кремниевую кислоту, технический углерод - все эти компоненты необходимы, но вредны для здоровья человека и окружающей среды, да и разлагаются они очень медленно - от 120 до 140 лет. Поэтому с 2019 года их запрещено вывозить на мусорные полигоны. И в регионах страны в последние годы активно создаются и расширяются предприятия по их переработке.

Оборудование на таких предприятиях позволяет перерабатывать шины любых размеров от велосипедных до крупногабаритных, диаметр которых достигает 3,5 метра. Но основной объем составляют шины от легкового и грузового автотранспорта. Сначала их взвешивают, сортируют, осматривают на наличие болтов и других посторонних предметов. Затем они проходят несколько этапов очистки и отправляются на конвейер для измельчения. За день можно превратить в крошку несколько сотен тонн и получить крошку любых фракций. Так, резиновая крошка размером 2-4 миллиметра служит основой для изготовления покрытий для детских и спортивных площадок. Самая мелкая фракция в 0,4 миллиметра используется в битумных смесях, а также как добавка к сырой резине при производстве автопокрышек. Многие заводы создают целую сеть площадок сбора отслуживших шин и даже сами вывозят их по звонку владельцев.

Многие заводы создают сеть площадок сбора отслуживших шин и даже вывозят их по звонку владельцев

Такие площадки в 17 городах России открыла, например, компания "Татнефть" (Республика Татарстан). Использованные шины вовлекаются в рециклинг для выпуска аналогичной продукции. И это только первый этап реализации масштабного проекта. На втором будет создано еще 17 таких же площадок, на которых появится еще около полутора тысяч новых рабочих мест. Свой проект по рециклингу шин компания представила на выставке "Россия". Переработку использованных шин в ней рассматривают как зеленую технологию по выпуску новой продукции. Шины измельчают, и полученная крошка отправляется на установку пиролиза, где из нее получают газ, жидкость и углеродный остаток. Каждый из трех продуктов очень ценен. Из жидкости - пироконденсата - получают сырье для производства изопренового каучука, который является сырьем для производства новых шин. Пиролизный газ используется для нагрева реактора пиролизной установки, а твердый углеродный остаток идет на производство технического углерода.

Пока на переработку попадает около трети отслуживших свое шин. Вот почему предприятия, освоившие технологии рециклинга, ведут различные акции, разъясняя населению важность сбора ценного сырья, которое еще послужит людям и не навредит природе.

Без опасных последствий переработать батарейки можно лишь на двух заводах России
Московская область Экология Промышленность