Если раньше наибольший интерес привлекали пищевые производства, то сейчас интересные экскурсионные программы начали активно предлагать химические и машиностроительные предприятия. С каждым годом промышленный туризм становится все популярнее. А места на бесплатные экскурсии бронируются в считаные минуты.
В 2024 году ожидается, что различные мероприятия промышленного туризма посетит около 2 миллионов россиян. В 2022 году их было 800 тысяч человек, а в 2023 году - 1,4 миллиона, то есть каждый сотый россиянин побывал на промышленном предприятии, рассказала Ольга Шандуренко, директор проектов дивизиона "Городская экономика" Агентства стратегических инициатив.
Сейчас около 1,5 тысячи предприятий готовы открывать свои двери для посетителей. Причем среди них как крупные компании, так и представители среднего и малого бизнеса, к примеру небольшие сыроварни и мастерские.
Активнее всего промышленный туризм развивается в Москве, Пермском крае, Омской, Свердловской и Челябинской областях. Так, в Пермском крае с 2021 года интерес к промышленному туризму вырос в 17 раз.
В Челябинской области за первое полугодие 2024 года промышленные предприятия посетило на треть больше туристов, чем годом ранее.
Некоторые регионы разработали собственный бренд промышленного туризма.
К примеру, в Москве действует проект "Открой#Моспром". За 5,5 лет его работы предприятия столицы посетили 16 миллионов человек. Было проведено более 3 тысяч экскурсий и свыше 970 мастер-классов.
Все эти экскурсии бесплатные, но попасть на них непросто. Места разбирают за минуты с начала регистрации. Больше всего жители столицы любят экскурсии на пищевые производства: завод плавленых сыров, кондитерскую фабрику.
Лидерами по вовлеченности в промышленный туризм являются предприятия машиностроения, химической, топливно-энергетической, легкой и пищевой индустрии.
Многим крупным предприятиям не так просто показать себя с интересной стороны. Особенно производствам с длинными конвейерными линиями, химическими процессами, часто для безопасности протекающими внутри огромных чанов и емкостей. Но опыт показывает, что при грамотном подходе и у таких предприятий получаются интересные проекты.
Одним из пионеров развития промышленного туризма стал Ковдорский ГОК в Мурманской области компании "ЕвроХим". Крупный производитель апатитового, бадделеитового и железорудного концентрата завораживает посетителей величиной своего карьера и работающими на нем грузовыми машинами. Школьники любят фотографироваться на фоне "БелАЗов", которым по росту они не достают и до середины колеса.
Производственная площадка химического предприятия может использоваться очень нестандартно. Об этом говорят проекты Пермского карая. К примеру, предприятие "ЛУКОЙ-Пермнефтеоргсинтез" совместно с Пермским академическим театром и общественными организациями города поставило спектакль-променад, действие которого разворачивается на "Нефтяной линии" в Индустриальном районе. Аудиорассказ "Улица первой любви" стал очень популярен, за лето его посетили тысячи пермяков и гостей города.
А Свердловский завод Уралхиммаш, кроме экскурсий и интересных локаций, ввел в меню заводской столовой блюда высокой кухни, акцент, конечно же, на традиционную уральскую кухню.
Промышленный туризм может быть не только развлечением, но и профориентацией. В феврале этого года президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию призвал руководителей компаний приглашать школьников на предприятия.
Многие компании разработали собственные программы профориентационных мероприятий. Например, предприятие "Протон-ПМ", которое производит знаменитые ракетные двигатели и известно передовыми разработками по созданию сплавов, запустило "профориентационную электричку" по маршруту Пермь - Новые Ляды, путешествие в мир ракетостроения начинается еще по пути на производство.
Профориентационной она называется не случайно. Школьники могут изнутри увидеть работу разных производств, посмотреть на работу представителей разных профессий. Таких проектов будет все больше.
Постепенно промышленный туризм движется в сторону создания полноценных туров, которые бы знакомили туристов с регионом с новой стороны. Несколько таких проектов уже работает в российских регионах. В Ивановской области разработали и запустили промышленный маршрут "Ситцевый экспресс", в который вошли традиционные швейные производства региона. А также экскурсию "Химия тентовых материалов: шире, ярче, современнее" от компании IVCORE, на которой туристов знакомят с ПВХ-материалами и различными способами их производства.
На Кубани тоже запустили маршрут "Индустриальный калейдоскоп Причерноморья". Он включает в себя экскурсии на крупнейшие предприятия Краснодарского края. В перспективе маршрут планируют расширить, включив в него объекты в Ставропольском крае и Ростовской области, а также в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
В заполярном Норильске запущен промышленный маршрут "Таймырский телеграф", в который включены экскурсии на ключевые предприятия города. Создавать креативные идеи и готовить кадры для проведения экскурсий и других мероприятий предприятиям помогает федеральная программа "Открытая промышленность", которая реализуется при поддержке Минпромторга России.