Напомним: в июле этого года в стране приняты поправки в закон "Об электроэнергетике" и ряд других нормативных актов, которые предусматривают создание в субъектах РФ системообразующих ТСО. По мнению отраслевых экспертов, вступление в силу закона - одно из наиболее важных событий для российской энергетики. Разработанный правительством страны документ несколько лет обсуждался, чтобы снять все вопросы и сделать новый механизм действительно работоспособным. Его значение для отрасли и в целом экономики подчеркнул глава государства на Российской энергетической неделе, отметив, что СТСО "станут своего рода центрами ответственности за электроснабжение, включая вопросы эксплуатации бесхозных объектов".
Примечательно, что полномочия по определению соответствия сетевых компаний критериям СТСО федеральный центр оставил регионам. Итоговое решение по установлению статуса и связанной с ним ответственности принимает глава субъекта РФ. Очевидно, что такая модель выбора центра ответственности позволяет учесть как специфику экономики регионов, так и компетенции работающих здесь энергокомпаний. Например, на главных нефтегазодобывающих территориях - в Тюменской области, Югре и ЯНАО - такие обязанности в 2025-2029 годах будет исполнять компания "Россети Тюмень", которая на протяжении многих лет занимается развитием электросетевого комплекса этих субъектов, обеспечивая растущие потребности предприятий ТЭК в электроэнергии.
Увы, в отрасли до сих пор немало бесхозных сетей, как и объектов, у которых есть владельцы, но они не в состоянии обеспечить их нормальное функционирование, что особенно остро ощущается в периоды пиковых нагрузок. Жители УрФО еще не забыли уроки прошлой зимы, когда в поселках, где люди отапливали дома с помощью электрокотлов, в аномальные морозы из-за перегрузок вышла из строя энергетическая инфраструктура. И далеко не все сетевые организации оказались в состоянии быстро устранить серьезные неполадки. Хорошо, что на помощь мелким ТСО тогда пришли коллеги из более крупных компаний.
Проблема эта назревала с 1990-х, со времен реформы в электроэнергетике. Как и многие другие преобразования тех времен, разгосударствление привело к появлению на рынке огромного количества игроков. Но результатом такой "конкуренции" стало не повышение качества услуг, а хаос: порой в одном регионе работали десятки ТСО, некоторые с трудом выживали, им не хватало средств не то что на модернизацию оборудования, но порой и на текущий ремонт. По мнению экспертов, такое дробление, размывание ресурсов и ответственности пагубно сказались на надежности и эффективности энергообеспечения потребителей. Как показывает статистика, есть участки сетей, где порывы и аварии происходят значительно чаще, чем в других местах, и глубинной причиной нештатных ситуаций являются не погодные условия или человеческий фактор, а именно хроническое недофинансирование и негодная эксплуатация объектов.
В нашей северной стране надежность энергоснабжения - это вопрос национальной безопасности. Поэтому в последние годы государство всерьез занялось консолидацией электросетевых активов. В частности, для территориальных сетевых организаций ввели критерии соответствия по количеству персонала, оборудования и возможности быстрого устранения аварий. Этим требованиям отвечали далеко не все, в результате количество ТСО снизилось более чем втрое: сегодня их в стране менее тысячи и планируется, что в итоге останется около 400 - в каждом субъекте РФ не более трех-пяти твердо стоящих на ногах.
Однако по мере вымывания с рынка не сумевших подтвердить надежность и лишившихся статуса ТСО компаний встал вопрос об обслуживании их бывших потребителей. Кто должен взять на себя эту ответственность и дополнительную нагрузку в виде запущенных, изношенных сетей? Вот эта миссия как раз и возложена на СТСО, которые по решению регионального штаба или правительственной комиссии теперь станут устранять и последствия аварий в регионе.
- Большое количество ТСО и их разрозненность осложняли взаимодействие при ликвидации нештатных ситуаций и обслуживании сетей, в том числе бесхозяйных. Теперь функционирование энергетической инфраструктуры будет передано в одни руки, - говорит заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак.
По его словам, проделана большая работа по подготовке нормативной базы для формирования института СТСО. Его эффективность должен показать первый год работы компаний в новом статусе: власти страны и регионов надеются, что количество нештатных ситуаций при этом снизится и ускорится ликвидация их последствий, ведь статус СТСО получили компании, имеющие наибольшее количество ресурсов и компетенций.
Еще одна важнейшая цель создания СТСО - повышение финансовой прозрачности в отрасли: они будут участвовать в рассмотрении всех инвестпрограмм сетевых компаний в своих регионах, а также выполнять функции "единого окна" при оплате услуг по передаче электроэнергии.
Сами представители крупнейших ТСО видят в новом статусе прежде всего повышение уровня ответственности. Поэтому вполне логично, что в подавляющем большинстве субъектов РФ системообразующими стали дочерние структуры государственной электросетевой компании. В стране идет активное строительство, развитие промышленности и транспорта, соответственно увеличивается и энергопотребление, и обеспечить рост экономики ресурсами на далекую перспективу - задача государственной важности.
При этом эксперты отмечают, что СТСО лишь один из инструментов укрепления энергетической безопасности, и в одночасье он не решит проблему аварий на изношенных сетях - для этого нужно время. Модернизация электросетевого комплекса потребует значительных инвестиций, но консолидация активов и централизация ответственности должны сыграть в этом процессе положительную роль.