10.11.2024 12:23
Культура

Какие редкости покажут на выставке Московского Кремля об эпохе "дворцовых бурь"

Текст:  Иван Владимиров
Музеи Московского Кремля открыли продажу билетов на выставку, которая, похоже, готова перехватить пальму первенства у сериалов про XVIII век и исторических романов. Уже 15 ноября в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы открывается выставка "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи".
/ kreml.ru
Читать на сайте RG.RU

Если вам нравился сериал "Гардемарины, вперед!", если старые романы Лажечникова и Пикуля тревожат ваше воображение, если дворцовые интриги - ваша "чашка чая", то эту выставку нельзя пропустить. Тайны дворцовых переворотов XVШ века оставались тайной за семью печатями вплоть до ХХ века.

В династии Романовых не слишком любили вспоминать истории удивительных смертей прапрадедушек и прадедушек по причинам не совсем естественным, и тема была табуирована для широкой публики. В советское время и вовсе было не до них - тут шла своя борьба за власть под ковром, которая время от времени выплескивалась в публичные процессы над бывшими соратниками вождя по партии большевиков. Чуть ли не первым во второй половине ХХ века золотую жилу давней дворцовой истории начал осваивать Валентин Пикуль. Романы о романах императрицы шли на-ура.

Но одно дело читать и даже смотреть сериалы, а совсем другое - увидеть, например, тот самый кафтан подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка, который 28 июня 1762 года был на плечах Екатерины II, когда она с гвардейскими полками, провозгласившими ее императрицей, пошла ва-банк и выиграла. Переворот, поддержанный лейб-гвардией, привел ее на трон Российской империи. А кафтан Екатерина позаимствовала с плеча подпоручика А.Ф.Талызина, который находился при ней в момент переворота. К этому гвардейскому мундиру она собственноручно пришила Андреевскую звезду. Травестийный образ этот, впрочем, был не театральным жестом, а очевидным знаком готовности разделить судьбу заговорщиков, символом мужества и демонстрацией верности своей гвардии, если гвардия будет верна ей.

Это, разумеется, не единственный раритет, обещанный на выставке. Среди 260 вещей и документов, которые предоставили 14 музеев, архивов и библиотек Москвы и Петербурга, нет ни одного "проходного" экспоната. Но даже среди них впечатляют разорванные Анной Иоанновной "Кондиции", то бишь условия, на которых ее пригласили занять престол члены Верховного тайного совета. Условия были, понятно, в пользу Верховного тайного совета, который предполагал сосредоточить власть в стране в своих руках и получить марионетку на престоле.

Помимо прочего, Анна Иоанновна обязывалась не вступать в брак и не назначать наследников. Кажется, этот пункт по поводу брака был единственным, который пришелся по душе вдовствующей герцогине Курляндской. Во всяком случае, в брак она не вступала, став императрицей. Что касается остальных ограничений императорской власти, изложенных в "Кондициях", то Анна Иоанновна публично их разорвала. Разумеется, предварительно заручившись поддержкой гвардии и дворянства. Поразительно, но разорванный документ был сохранен и дожил до наших дней среди уникальных документов Архивного фонда РФ.

Архивист Сорокин рассказал о планах физического устранения Никиты Хрущева

К слову, Анна Иоанновна, вопреки молве и романистам, оказалась вполне вменяемой правительницей. Выставка обещает показать забытые стороны ее правления. Но, конечно, проект много шире, чем рассказ об Анне Иоанновне и Екатерине II. Хронологические рамки проекта охватывают период с 1725 года, когда после смерти Петра I на престол взошла Екатерина I, до 1801 года, когда в Михайловском замке был убит Павел I.

Историки часто называют это время эпохой "дворских бурь", ведь за три четверти века власть в Российской империи неоднократно сменялась насильственным путем и ни одному из законных наследников не удалось удержаться на троне. Самым долгим в XVIII столетии стало правление императрицы Екатерины II, имевшей меньше всех прав на российский престол.

Династический кризис был вполне рукотворным. После смерти всех сыновей Петр I издал указ в 1722 году, по которому монарх мог сам назначить себе преемника. Но тремя годами позже умер, не успев составить завещания. И "птенцы гнезда Петрова" начали борьбу, выдвигая своих претендентов. Старые родовитые семейства тоже не остались в стороне. Лейб-гвардейцы вскоре обнаружили, что и они могут поучаствовать в решении судеб отечества. У каждого клана были свои "фавориты", на которых делались ставки.

Установить строгий порядок престолонаследия удалось только Павлу I. Изданный им в 1797 году Акт о наследии престола также можно увидеть на экспозиции. Акт утверждал принцип наследования между членами императорской фамилии по мужской линии по праву первородства, то есть от отца к старшему сыну и его потомкам. Этот закон соблюдался в Российской империи вплоть до революции 1917 года. Но по иронии истории, акт не смог защитить самого Павла I от заговорщиков.

В общем, история получилась увлекательная. Особенно для потомков. На выставке - портреты участников интриг, их личные вещи, мундиры, оружие, медали в честь восшествия на престол и монет, часть из которых была переделана из денежных знаков, созданных при правлении свергнутого предшественника.

Подробности и неожиданные повороты сюжетов лучше всего услышать на кураторской экскурсии. Но кроме того обещают лекции, квесты, образовательные программы. И что-то мне подсказывает, что покупку билетов лучше не откладывать.

Музеи и памятники