10.11.2024 22:21
Культура

Андрей Максимов - к 95-летию Олега Борисова: Его роли не устаревают

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)
Российская газета - Федеральный выпуск: №255 (9497)
На прошлой неделе очень тихо, практически незаметно прошел юбилей великого русского актера Олега Борисова: 95 лет.
Андрей Максимов, писатель, драматург. / Станислав Красильников/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Наша любезная культурная общественность занята бесконечными перестройками, переделками премий, многочисленными фестивалями и премьерами… Всякими она занята делами, наверное, важными. В этой череде актуальности юбилей гения русской сцены и экрана как-то затерялся. Хотя, на мой взгляд, должен был случиться мощный, всероссийский праздник: таких актеров, как Олег Борисов, даже наша, щедрая на таланты земля рождает не часто.

От Голохвастова до Достоевского. Исполнилось 95 лет со дня рождения Олега Борисова

Чаще всего от человека остаются вещи, нужные его близким и родным. От актера совсем иные вещи остаются: его роли. И, если мы говорим о гении, роли эти очень долго не стареют.

Наверное, каждый по-разному может ответить на вопрос: "Каковы признаки великого актера? Не хорошего, талантливого, а вот именно - великого".

На мой взгляд, таких признаков два. Во-первых, то, о чем я уже сказал: долго не стареет то, что он делает. Смотришь на Олега Борисова, например, в картинах: "Остановился поезд", или "Крах инженера Гарина", или "Парад планет", или "Подросток", или "Дневник директора школы", или "Слуга"… Остановимся. Короче говоря, какой фильм с участием Олега Борисова ни смотришь - не понимаешь, как он это делает. Он не просто всегда органичен, но всегда интересен. Кажется, Борисов никогда не играл простых, понятных людей. Все сыгранные им персонажи нуждаются в том, чтобы их разгадывали.

Борисов никогда не играл простых, понятных людей. Все сыгранные им персонажи нуждаются в том, чтобы их разгадывали

И тут мы подходим ко второму качеству актера великого: он всегда играет, если можно так сказать, людей многослойных. Зритель слой за слоем открывает новые качества героя. Великий актер дает нам возможность познакомиться с неординарным и очень интересным героем. Вернитесь на несколько строчек моей колонки, вспомните перечисленные мной фильмы. Какие интересные люди, неоднозначные персонажи! К ним можно прибавить другие картины, иных героев - плоских среди них вы не найдете.

Актер театра и кино Олег Борисов

Олег Борисов начинал как комический актер. Сейчас мало кто вспомнит (да и я, признаться, об этом только читал), что именно Борисов вел первые выпуски КВН. А слава актера началась с уморительного персонажа Свирида Петровича Голохвостого из знаменитой картины "За двумя зайцами". Вот вам, пожалуйста, персонаж смешной, иногда уморительный, но не так уж простой - со своей правдой, со своей верой. Человек, короче говоря, а не - как это сейчас, увы, часто бывает - просто повод для смеха.

У Борисова была прекрасная школа: он учился в школе-студии МХАТ. Именно однокурсники придумали поменять настоящее имя Борисова - Альберт на сценический псевдоним Олег.

Как нередко бывает с гениями, в Москве артисту места не нашлось - уехал в Киев, а уже оттуда в знаменитый Большой драматический в Ленинграде. Тридцать пять лет ему было - не мальчик! - когда он поступил в БДТ - великую театральную школу Георгия Александровича Товстоногова. А потом был МХАТ - главный театр страны, и Олег Николаевич Ефремов - один из самых знаменитых режиссеров.

Это - да, историческая, но и человеческая притча про бессилие сильного человека

Когда произошло знаменитое разделение МХАТа на два театра, Борисов остался с Ефремовым, отношения с которым, как я понимаю, всегда складывались непросто. Да и может ли быть иначе между двух гениев? Но актер понимал значимость Ефремова. И все время надеялся на то, что ролей сыграет больше. Да, был Астров. Была одна из лучших ролей Борисова - Ростовщик в "Кроткой" по Достоевскому в постановке Льва Додина. Но понятно, что такого уровня артист имел право на большее.

И был спектакль, про который точно можно сказать: "Кто видел - не забудет": "Павел I" Дмитрия Мережковского в театре тогда еще Советской Армии в постановке Леонида Хейфеца. Абсолютно никаким преувеличением не будет сказать, что Борисов играл эту роль гениально.

На "Ленфильме" открылась выставка "Мистическiй Кино-Петербургъ"

Это была постановка про русского царя? Да. Про царя - неудачника? Безусловно. Историческая драма? Вне сомнений. Но главное - во всяком случае, так теперь вспоминается - это была история про человека, который постоянно упирается в стену, бьется об нее, борется, но ничего поделать не может. Фигура Павла I - странная фигура в Российской истории, часто гонимая… Оправдывали ли ее Хейфец и Борисов? Отчасти. Но самое интересное - во всяком случае, для меня - не в этом. Это - да, историческая, но и человеческая притча про бессилие сильного человека, про рок и про судьбу. Театральное действо, которое заставляло каждого зрителя задуматься не только о конкретном персонаже, не только о коловращениях российской истории, но - главное - о себе самом, о своей сути, о своих метаниях и борьбе.

Запомнилась актерская и человеческая мощь Олега Борисова. На огромной сцене он не только не терялся - но постоянно приковывал к себе взгляд.

Замечу: эту роль играл смертельно больной человек. Олег Борисов шестнадцать лет жил с тем недугом, от которого умер… Об этом знали лишь самые близкие ему люди. Откуда брал силы этот человек? Теперь уже не спросишь… Можно только догадываться: талант - то есть желание и умение делать свое дело - мучителен, но, одновременно, и питателен для человека. Он даже позволяет отодвинуть смерть, увы, не навсегда, но все же…

Надо, надо, просто необходимо вспоминать ушедших артистов. Необходимо не только им, но и нам, живущим. Эта память позволяет четче определять критерии, не сбиться с того пути, которым идешь. Да и просто - память о гениях делает нас чуть-чуть выше, лучше.

Драматический театр Наше кино