Как говорится в обращении, по состоянию на 08.11.2024 в реестре ГИБДД указано 50 260 мест установки камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. При этом МВД по итогам первого квартала 2024 года заявило о том, что в России действуют 29,8 тысячи комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Из них 26 тысяч - стационарных (против 25,2 тысячи - в конце прошлого года), 3 тысячи - передвижных (3,1 тысячи - в конце прошлого года) и 0,8 тысячи - мобильных (0,9 тысячи - в конце прошлого года). Таким образом, не менее 20,4 тысячи мест размещения комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД указаны в базе данных ГИБДД ошибочно, контроль в таких местах с помощью комплексов фотовидеофиксации не ведется. В результате на дорогах возникает так называемый эффект кенгуру: значительное количество водителей резко замедляются перед местом установки камер фотовидеофиксации, а затем разгоняются на свободном от контроля участке. Это приводит к созданию многочисленных аварийных ситуаций, росту смертности на дорогах.
Кроме того, в базе данных ГИБДД указаны многочисленные комплексы АПК "Пак ПМ". Данные системы установлены на специальных носимых устройствах и, согласно позиции Верховного суда РФ, не отвечают требованиям, предъявляемым действующим законодательством к устройствам, позволяющим зафиксировать нарушение в автоматическом режиме. Многочисленные судебные решения подтверждают, что данные устройства не являются камерами фотовидеофиксации. Однако в реестре средств автоматической фотовидеофиксации нарушений на сайте ГИБДД они по необъяснимым причинам присутствуют.
Но тут есть тонкости. Дело в том, что точки установки камер не всегда привязаны к месту. Есть их муляжи. Их установка также установлена законом. Муляж не просто мигает водителю. Он оборудован блоком, который подает соответствующий сигнал. Так что все водители автомобилей с антирадарами получают информацию о том, что впереди радар.
Да, действительно, навигаторы предупреждают водителей об установленных камерах. Но не всегда они это делают по полученным из ГИБДД схемам. Стационарные комплексы размещены в соответствии со схемами. Но есть передвижные, которые устанавливаются по оперативной необходимости. А есть и мобильные, которые тупо стоят на машине и фиксируют все подряд. Как правило, это столичные парконы, следящие за правильностью парковки. Но такие устройства стали устанавливать и на автобусы. Чтобы следить за водителями, которые выехали на выделенную полосу.
Как пояснил эксперт по комплексам фотовидеофиксации Григорий Шухман, реестр на сайте ГИБДД содержит множество неактуальных данных. Он, по данным ГУОБДД, имеет более 49 000 записей при порядка 30 000 камер на конец 2023 года и не содержит сведений о множестве эксплуатируемых камер.
Но еще раз повторимся. Есть передвижные и мобильные камеры. А также есть муляжи. Когда количество происшестий на дороге приходит в норму, камеру перемещают на другой участок дороги, где она более необходима. И зачастую оставляют на прежнем участке ее муляж. И это действительно срабатывает: водители гасят скорость. Ну а чтобы не было "эффекта кенгуру", надо ехать без превышения.