Микроавтобус "Старт" встречает посетителей почти у самого входа - одна из самых стильных и в то же время странных машин. Выпускали ее на небольшом предприятии в Северодонецке Луганской области с 1963 по 1970 год. Обтекаемая форма, снижающая сопротивление воздуха и улучшающая его аэродинамические характеристики, что для того времени было революционным. Как и вентиляции, отопитель, мягкие полукресла. Кузов из стеклопластика - материала, который только начинал использоваться в автомобилестроении и считался новаторским. Это сделало кузов легким и устойчивым к коррозии, но, увы, хрупким. Выпустили всего 110-150 машин, причем, собрав каждую вручную, несколько образцов отправили в Москву в надежде на большое будущее. Но они так и остались бы незамеченными, если бы не фильм "Кавказская пленница", где главная героиня уезжала на "Старте".
Привлекает внимание и роскошный автомобиль с необычной решеткой радиатора и утопленными в кузов фарами, который мог разгоняться до 165 километров в час - большая скорость для 1930-х годов. Спортивный кабриолет ЗИС-101А-Спорт 1939 года выпуска. Точнее, его реплика. Создатели представили машину к 20-летию комсомола как идею для запуска отечественного спортивного авто. Ее осмотрел и одобрил Сталин. Но помешала война. Судьба единственного экземпляра ЗИС-101А-Спорт - неизвестна, утверждают, что он просто сгнил на задворках завода, где его сделали. "Огромное спасибо реставраторам, которые смогли воссоздать машину практически из ничего", - говорит Оксана Бондаренко.
Второй раздел экспозиции посвящен послевоенному дизайну транспорта. Могло показаться, что в ту пору стране было не до дизайна, но, оказывается, именно в те годы спрос на дизайнеров был огромный. Устав от войны, люди стремились к комфорту. Новым словом в развитии отечественного автопрома стал дизайн "Победы". Художник-конструктор Валентин Бродский начал работать над ним еще в 1938 году. Уже в первых набросках появился автомобиль с обтекаемым каплевидным кузовом, плоской боковиной без выступающих крыльев. Стремясь улучшить обзорность, художник-конструктор предусмотрел панорамное лобовое стекло. Больших гнутых стекол в то время не существовало, поэтому было использовано четыре плоских стекла. Два средних по размеру стекла были установлены в виде буквы V, а два маленьких по бокам. Полукруглая маска радиатора - самостоятельный элемент архитектуры передка автомобиля.
С 1957 года до 1991 года, когда жизнь в Советском Союзе стала резко меняться, золотой век наступил и в автопроме. Это видно по моделям "Москвича-408" и АЗЛК-2144 "Истра" - проекта конца 1980-х годов, который должен был стать машиной будущего, но так и не вышел в производство...
... А вот мотоцикл "ИЖ Планета Спорт" из коллекции Политехнического музея - первый в СССР спортивный мотоцикл, доступный обычным покупателям. Благодаря системе раздельной смазки мотоцикл имел более чистый выхлоп.
Не менее интересно познакомиться и с современными разработками и тенденциями развития российского автопрома. Например, прототипом электромобиля "Атом". Руль с сенсорным дисплеем и голосовой помощник, управление функциями со смартфона наверняка не останутся не замеченными водителями. Между тем автомобиль, разрабатываемый компанией "Кама", должен выйти в продажу уже в 2025 году. Рядом еще один прототип - электромобиля "Молния". Его москвичи впервые увидели минувшим летом на форуме "Территория будущего. Москва 2030". Известно о нем пока лишь то, что это разработка молодых специалистов инженерного центра, работающего при департаменте транспорта Москвы. Каково у них будущее - покажет время. Но очевидно одно - все, кому интересен транспорт, обязательно найдут на выставке что-то свое, ради чего туда стоит сходить.
Выставка будет работать до 1 октября 2025 года. Билеты можно приобрести в кассе павильона "Транспорт СССР".