"Анна на шее" начинается с шуточной песенки - мужской состав спектакля поет о том, что женщины хоть и прекрасны снаружи, но внутри сущие крокодилы: и опасны, и скользки. Как прожить без них, правда, непонятно, но факт остается фактом. Дамы в кринолинах на сцене, разумеется, недовольно морщат носики, но сама эта тема (музыку для заглавной песенки, кстати, написал композитор Максим Дунаевский) - неслучайна. Чехова до сих пор нет-нет да и упрекнут в женоненавистничестве. Вот и сюжеты триптиха в театре "У Никитских ворот" словно намеренно подобраны такие, где главные героини, скажем прямо, далеки от идеала: легкомысленны, привязчивы, способны на предательство…
Конечно, ни сам классик, ни Марк Розовский упрекать прекрасный пол ни в чем не собирались. Особо ревностные, конечно, не преминут обвинить обоих в сексизме (чего стоит куплет о том, что извиняет женщин лишь то, что благодаря им на свет появляются мужчины), но все это в пестром пространстве мюзикла - добродушно, забавно и походит, скорее, на извечное любование милыми женскими причудами, которые загадочны и не всегда поддаются логическому объяснению.
"Сейчас довольно часто ставят Чехова вне Чехова. Мы же следили за тем, чтобы в любой миг нашего действа оставаться верным авторскому стилю и миросознанию. А оно, напомню, было очень далеко от "женоненавистничества", - говорит Марк Розовский. - Просто Антон Павлович был в любовях несуетный, осторожный во флиртах, озабоченный своей свободой - прежде всего писательской, и потому умеющий держать дистанцию".
Напомним сюжет. В семье учителя чистописания Петра Леонтьича (Богдан Ханин) горе - умерла жена. Он остался с дочерью Анной (Алиса Тарасенко) и сыновьями Петей и Андрюшей. Мальчики (Владимир Мигиров и Арсений Тарасенко) сиротливо тянут песенку о наступившей бедовой нищете: "И калачик мимо рта, и калошки мимо ног, я не сыт, а ты продрог"…
Спасти прозябающих братиков может только красавица Аня - для нее находят старого, но богатого жениха Модеста Алексеича (Александр Масалов). Брак неравный и жестокий, невеста страдает от каждого прикосновения новоиспеченного мужа, а тот всеми силами старается показать свою высокую мораль и первым делом увозит девушку на богомолье. Но на самом деле все, что его тревожит - это чины, награды и счастье быть в ближнем круге Его Сиятельства (Валерий Шейман).
Надежды помочь семье не оправдываются: Модест Алексеич скуп и даже все то, что дарит Анне, складывает в шкатулку "на черный день", а потом проверяет - на месте ли. А в театре в антракте пожалел денег на несчастную грушу, хотя мог бы купить молодой жене и шоколад, и яблочное пирожное… Все меняет бал, на котором Анна впервые выходит в свет и поражает Его Сиятельство и окружение красотой. Уже с утра у ее ног - корзины цветов, сменяющие друг друга визитеры. А дальше - бесконечные театры, пикники, прогулки.
Повествование постановочная команда строит на вокальных номерах и каждый заслуживает отдельного внимания. И номер Алисы Тарасенко с Александром Масаловым о том, что нельзя осквернять май (речь, конечно, о неравном браке), и песня Богдана Ханина - обещание его героя перестать выпивать с тоски. Ярки и неудержимы выступления Рашида Казиева в роли Артынова с цыганами. Именно с Артыновым Анна появится в финале спектакля. Теперь у нее есть все - и деньги, и ухажеры, и благосклонность в свете. Но что осталось от прежней Ани?
"Анна на шее" - это рассказ-бриллиант, повествующий о необыкновенной девушке-красавице, которая в неравном браке предала свою бедную полунищую семью, прельстившись роскошью и загулами в своей новой пустой жизни. Очень-очень, между прочим, современный распространенный сюжет, знаете ли", - уверен Марк Розовский.
"И когда во время катанья на Старо-Киевской им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и с Артыновым на козлах вместо кучера, Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: Не надо, папочка... Будет, папочка..."
Жанр триптиха создатели определили как "русский мюзикл".
"Его специфика, мне кажется, в том, что в основе - высокая литература, психологизм и поэтика трогательности и сострадательности. При этом, подчеркиваю, развлекательную функцию никто не отменял!", - объясняет Марк Розовский, он же написал музыку к спектаклю.
Стихи - Юрий Ряшенцев, балетмейстер - Светлана Лапина, сценография Ивана Арнгольда, режиссер-ассистент Яна Прыжанкова.