Подобные опросы фонд проводит ежегодно в течение последних 10 лет, и главный вопрос, повторяющийся из года в год - о том, должна ли Германия активнее вмешиваться в международные дела, конфликты и кризисы. Все это время те, кто выступал за невмешательство, как правило, были в большинстве. Но и полагавшие, что вмешиваться все же нужно, подразумевали прежде всего дипломатическое вмешательство.
В этом году "изоляционисты", правда, оказались в меньшинстве: 44 процента против 46, хотя в прошлом году цифры были совсем другим: 54 процента "изоляционистов" против 38 процентов тех, кто считает, что нужно вмешиваться. Возможно, что на мнение немцев повлиял ближневосточный конфликт: большинство опрошенных считают, что Германия должна там выступить в роли посредника и при этом оказать гуманитарную помощь жителям Газы. Но при этом отношение к применению силы у немцев не изменилось: военное вмешательство в конфликты и кризисы считают допустимым только 10 процентов опрошенных, остальные выступают за дипломатию или финансовые методы.
При этом половина немцев согласна с министром обороны Борисом Писториусом в том, что оборонные расходы Германии надо повышать до 3-3,5 процентов от ВВП. А еще 15 процентов даже полагают, что этого недостаточно и нужно больше. Правда, урезать ради вооружения армии финансирование социальной сферы, экологии, культуру и развитие готовы только 43 процента немцев, и при этом большинство из них отвечает не очень уверенно.
Но соглашаясь вооружать армию, немцы совсем не желают, чтобы Германия стала военным лидером Евросоюза, по крайне мере, пока. Отрицательно на этот вопрос отвечают 65 процентов, хотя, надо заметить, в прошлом году таковых было больше - 71 процент. Очевидно, немцы хоть и медленно, но расстаются со своим прежним пацифизмом, чему, вероятно, сильно способствует нагнетание политиками и СМИ воинственных настроений при одновременном запугивании граждан "российской угрозой".
Впрочем, несмотря на все запугивания, большинство немцев не считают, что со стороны России Германии может грозить военное нападение или еще что-то в этом роде. Верят в это только 39 процентов опрошенных, что, кстати, значительно меньше, чем в США, а опрос одновременно проводился и по другую сторону Атлантики. Среди американцев доля тех, кто считает, что Россия представляет серьезную военную угрозу для их страны, составила 59 процентов.
На фоне американцев немцы вообще выглядят довольно расслабленно. В Германии, например, 41 процент опрошенных заявили, что не видят абсолютно никакой угрозы со стороны Китая, в то время как в США таковых набралось только 9 процентов. Примерно так же немцы и американцы расходятся и в оценке угроз со стороны Ирана.
Мнения в Германии и США оказались разными и в вопросе о том, как решать украинский кризис. 43 процента немцев заявили, что Киев должен ради скорейшего заключения мирного соглашения отказаться от претензий на утраченные территории. Среди американцев такой позиции придерживаются только 14 процентов, а 44 процента полагают, что Киеву нужно продолжать боевые действия. Правда, у 42 процентов американцев вообще нет никакого мнения по этому вопросу, в то время как в Германии таких неопределившихся только 10 процентов.
Несмотря на все эти расхождения, немцы считают США самым важным партнером Германии, даже более важным, чем Франция. Впрочем, в этом вопросе мнение немцев очень переменчиво и восторженный трансатлантизм у них легко меняется на не менее сильный антиамериканизм - все зависит от того, кто находится у власти в Белом доме. Во время первого срока президентства Дональда Трампа уровень доверия к США в Германии упал до минимальных значений. И сейчас подавляющее большинство немцев также ждут ухудшения двусторонних отношений, а почти половина уверена, что Америка в ближайшие годы будет терять свою значимость на мировой арене.
Впрочем, немцы все равно считают, что партнерство с США необходимо. Прежде всего, для решения украинского кризиса, а также для продвижения глобальной свободной торговли, урегулирования ближневосточного конфликта и выстраивания стратегии в отношении Китая.
Но размещать американские ракеты у себя в Германии немцы не слишком хотят: 52 процента опрошенных уверены, что такой шаг повысит риск военного столкновения с Россией, и только 18 процентов полагают, что при размещении ракет этот риск, наоборот, снизится.