У "Дома-расчески", одного из самых знаменитых зданий Свердловска эпохи конструктивизма, счастливая судьба. Построенный в начале 1930-х комплекс состоит из четырех корпусов, соединенных общественным пространством. В корпусах-"зубчиках" по-прежнему квартиры, а в основании "расчески" когда-то размещалось все необходимое для советского труженика: парикмахерская, детский сад, ателье, столовая, жилконтора, библиотека. Вторую жизнь длиной в 70 с лишним лет дом прожил в статусе поликлиники. А два года назад началась третья - в качестве подразделения Музея истории Екатеринбурга. Признаться, тогда, глядя на печальное состояние здания, мало кто верил в лучшее. Но как прекрасны были парадный вход с элементами ар-деко, завораживающие лестничные пролеты, лепнина, паркетные полы! Они сами по себе являлись экспонатами.
И вот после двухлетней реконструкции музейщики с гордостью представили удивительной красоты двусветный зал физиотерапии с великолепной колоннадой.
- О состоянии, в котором он находился, мы говорили "руины": текли потолки, вода разрушала интерьеры, умирал паркет, в плачевном состоянии была деревянная лестница, - рассказал Игорь Пушкарев, директор Музея истории Екатеринбурга. - Месяцами мы доказывали: нельзя обойтись обычным ремонтом, нужно идти по пути реставрации. Слава богу, нас поддержали и управление культуры, и меценаты.
Новое пространство получилось многофункциональным, что продемонстрировали резиденты и гости креативного кластера "Л52": паркет сверкал под ногами танцовщиков, своей жизнью жили фантастические тени на ослепительно белых стенах, наслаждались акустикой вокалисты, восхищенно крутила головами публика, стараясь ничего не пропустить. На втором этаже разместилась выставка "Работать и жить. Свердловск", посвященная архитектурно-строительному и промышленному скачку города в 1920-1930-е годы. На снимках видно, как "всюду, на окраинах и в центре, на площадях и в переулках, трещит и пятится одноэтажная ветошь, а каменные дома, точно броненосцы, врезаются в гущу удирающих лодок".
Ну и, наконец, о зайцах. Открытием реставраторов стал фрагмент росписи второй половины 1930-х, некогда украшавшей детскую "ожидальную комнату" поликлиники. Фрески (а это именно роспись по влажной штукатурке) нашли под позднейшими отделочными слоями. Под наблюдением специалистов их тщательно расчистили сотрудники музея и волонтеры, затем началась многоступенчатая консервация. Как удалось выяснить, художественным оформлением зала в 30-х годах занимались известные художники Виктор Елисеев и Константин Трофимов.
По словам замдиректора по проектной и научно-исследовательской деятельности Светланы Булатовой, зайцев музейщики восприняли как символ того, что пространство таит в себе еще много неизведанного. А заведующий креативным кластером "Л52" Николай Нечаев пообещал: зал физиотерапии будет продолжать лечить, только уже не тела, а души: "Наука и творчество - самые прекрасные средства для терапии общества".