13.11.2024 15:11
Общество

ВОЗ: Семья и школа не дают той поддержки, что нужна современным подросткам

Текст:  Александр Емельяненков
Связь семьи и школы, влияние учебной нагрузки на психическое и физическое состояние подростков стали предметом специального исследования Всемирной организации здравоохранения. Негативные симптомы, отмечаемые родителями и педагогами в разных странах, включая Россию, получили еще более тревожные статистические подтверждения на экспертном уровне ВОЗ.
Читать на сайте RG.RU

Вывод по итогам исследования, которое охватило 280 тысяч школьников из 44 стран Европы, Центральной Азии и Канады, сводится к двум главным тезисам. Первый - лишь два из трех ответивших (67 процентов) в возрасте 11, 13 и 15 лет чувствуют и признают важной поддержку своей семьи. За последние пять лет этот показатель снизился - в 2018 году о важной для себя поддержке семьи говорили 73 процента опрошенных.

А второй тезис отражает прямо противоположную тенденцию: учебная нагрузка в школе резко возросла. Судя по опросу, это чаще других отмечали девочки. Как результат, два разнонаправленных вектора негативно отражаются на психическом и физическом здоровье подростков. В особенности - на учащихся старшей возрастной группы, а также на детях из малообеспеченных и неблагополучных семей.

Эксперты Европейского регионального бюро ВОЗ, которые проводили это исследование, считают необходимым привлечь внимание к социальным, а не только медицинским факторам, влияющим на здоровье подрастающего поколения.

Авторы исследования утверждают, что подростки из семей с низким достатком чаще говорят о слабой, недостаточной поддержке со стороны близких - в сравнении со сверстниками из более обеспеченных семей. И в этом явно проступает социальное неравенство, включая несопоставимые стартовые возможности для жизни, образования и карьеры.

Педагог-психолог рассказала, как выстроить доверительные отношения с ребенком

Еще один вывод доклада заключается в том, что девочки в меньшей степени, чем юноши, могут говорить с отцом или матерью о том, что их в данный момент волнует или требует их решения. При этом коммуникационные барьеры наблюдаются гораздо чаще в отношениях с отцами, чем с матерями.

Какие рекомендации дают эксперты ВОЗ? Набор не отличается особой новизной. Снизить чрезмерное "академическое давление" на подростков. Не превращать школы в инкубаторы исключительно чемпионов бизнеса, президентов, топ-менеджеров, ученых-академиков. Главное - дать подросткам стартовые знания, научить учиться, привить навыки самостоятельной работы и продуктивного взаимодействия в коллективе с ровесниками.

Не должна выпадать из поля зрения и материальная, экономическая сторона этого дела. На уровне государства требуются меры адресной поддержки для семей с низким достатком - так, чтобы был обеспечен равный доступ к внеклассным мероприятиям, медицинским услугам, к специальным программам и ресурсам поддержания психического здоровья. А вся образовательная политика должна строиться с опорой на семью, семейные ценности, лучший опыт и традиции мировой педагогики.

ВОЗ Семья и дети