Зимнее дизтопливо (ДТ) существенно дороже летнего, а переплачивать никому не хочется. Если я при температуре чуть ниже нуля продолжу ездить на летнем, чем это грозит?
Леонид Багдасаров: Дизтопливо - это фракция нефти, в состав которой входят так называемые нормальные алканы, в просторечии парафины. При низких температурах они кристаллизуются. То есть при -5 градусах в баке будут образовываться кристаллики парафина - сначала маленькие, но уже при -7 они не смогут прокачиваться через топливный фильтр, и двигатель прямо на ходу станет терять мощность, а через какое-то время вообще заглохнет. Представляете, если это произойдет на трассе?
Вот поэтому наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) производят ДТ в соответствии с техрегламентом Таможенного союза, который гласит: в межсезонный период предельная температура фильтруемости (ПТФ) дизельного топлива должна быть -15 градусов, зимой - -20, а для арктического ДТ, которое используется в самых северных регионах, - не выше -38.
Неужели производство зимнего и летнего ДТ отличается так существенно, что разница в стоимости может достигать 1-2 рублей с литра?
Леонид Багдасаров: Чтобы в дизтопливе при низких температурах не образовывались кристаллы парафинов, используются специальные депрессорные присадки. Они очень дорогие, к тому же производятся в основном в Европе и США, и сейчас с их ввозом серьезные проблемы.
Второй вариант, тоже недешевый, - изомеризация. Это химический процесс: в специальных установках фракции углеводородов переводят в состояние, при котором они не склонны к кристаллизации парафинов, и предельная температура фильтруемости резко снижается. Такая установка мощностью 2 млн тонн в год стоит примерно 400 млн долларов. Естественно, цена зимнего ДТ, полученного обоими способами, будет выше, чем летнего.
Бывает, на улице уже минус, а зимний дизель на АЗС еще не поступил. Что можете порекомендовать в этом случае владельцам дизельных авто? Является ли антигель выходом из ситуации?
Леонид Багдасаров: Да, использовать антигель можно. Это та же депрессорная присадка, растворенная в некотором количестве дизтоплива, своего рода концентрат, который можно добавить прямо в топливный бак. Но делать это нужно, пока дизель не застыл, иначе уже бесполезно. Однако это все же экстренная мера. Когда вы с помощью антигеля сработаете все летнее топливо, лучше все-таки заправляться качественным сезонным ДТ известного производителя.
Помимо расходов на сырье и производственных затрат, из чего еще складывается цена на топливо?
Леонид Багдасаров: В цене килограмма ДТ заложено порядка 10 рублей акциза, около 20 - налога на добычу полезных ископаемых, НДС в размере 20%, налог на прибыль и т. д. Когда говорят о "жирующих" нефтяниках, мне всегда хочется возразить: именно они главным образом наполняют бюджет страны.
Леонид Николаевич, 14 ноября отмечается Международный день качества. Как в целом у нас обстоят дела с качеством ДТ?
Леонид Багдасаров: Российское дизтопливо сегодня лучшее в мире, его качество выше, чем любого европейского или американского, на него колоссальный спрос на мировом рынке. У нас сегодня и бензин лучший, и многие автомобильные масла наши предприятия научились делать более высокого качества, чем у самых известных мировых производителей.
Это неожиданно! А с чем связан такой прорыв?
Леонид Багдасаров: С оснащением НПЗ, например, массовым строительством установок гидрокрекинга, позволяющих из мазута делать высококачественный дизель. Эти установки крайне дорогие - около 3 млрд долларов, поэтому, конечно, приобрести их могут только крупные компании. Кстати, раз уж мы говорим о зимнем дизеле, качество изомеризованного топлива гораздо выше, чем произведенного с использованием присадок. В России уже несколько таких установок. Например, завод "Газпром нефти" в Омске снабжает весь российский Север изомеризованным арктическим дизтопливом. А продукцию НПЗ "Сургутнефтегаза" в Киришах, несмотря на санкции, в огромных количествах закупает Финляндия.
Конечно, я говорю о сертифицированной продукции крупных легальных производителей.
Увы, не на всех российских АЗС топливо можно назвать "лучшим в мире". Как обезопасить свой автомобиль от контрафакта?
Леонид Багдасаров: Просто не ездите на ненадежные заправки. Сейчас повсюду есть брендовые АЗС - "Лукойл", "Газпромнефть", "Роснефть", "Татнефть" и другие. Вертикально интегрированные компании конкурируют между собой и гарантируют высокое качество нефтепродуктов. Да и вбросить туда "левое" топливо нереально: вся цепочка поставок отслеживается современными средствами контроля. Кстати, по данным Росстандарта, за последние 10 лет на брендовых АЗС не зафиксировано ни одного нарушения по качеству топлива.
Но, к сожалению для автомобилистов, все еще существуют так называемые независимые нефтетрейдеры, порой крайне недобросовестные. Прикрываясь паспортом товара крупного производителя, они зачастую продают прямогонную дизельную фракцию, изготовленную на каком-нибудь мини-НПЗ. Но на "самоваре" качественное топливо не произведешь!
Есть шанс, что производителей и продавцов контрафакта когда-нибудь полностью вытеснят с рынка?
Леонид Багдасаров: Государство с ними активно борется, ведь это не только вопрос качества: они не платят налоги, а порой и занимаются хищением нефти. Эффект есть: если в 2015 году из 40 млн тонн продаваемого топлива было около 9 млн тонн контрафакта, то в этом году, по нашей оценке, - не более 3 млн из 48. За топливо, не соответствующее техрегламенту, санкции грозят очень серьезные, вплоть до изъятия имущества в доход государства. Меня как эксперта часто привлекают к проверкам, и я горжусь, что моя экспертная оценка повлияла на закрытие 43 мини-НПЗ.
Но хочу обратиться и к автовладельцам: если уж вы нашли несколько миллионов на покупку машины, не экономьте на топливе. Так вы и обезопасите свой автомобиль, и поддержите легальных производителей, которые вносят вклад в благополучие страны.