День 15 ноября, когда суд Центрального округа Сеула должен был вынести вердикт по первому из четырех серьезных обвинений в отношении лидера оппозиционной Демократической партии РК "Тобуро" Ли Чжэ Мёна, в стане оппозиции ожидали с серьезной озабоченностью. Как оказалось, боялись не зря. Согласно вынесенному в пятницу вердикту, суд признал Ли Чжэ Мёна виновным в лжесвидетельстве и приговорил его к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком в два года.
Обвинения связаны с двумя эпизодами. В декабре 2021 года Ли Чжэ Мён, будучи губернатором провинции Кёнги, заявил в интервью, что не был знаком с Ким Мун Ги, бывшим главой Seongnam Development Corp., фигурировавшем в крупном коррупционном скандале. Однако в суде были предоставлены доказательства, опровергающие это утверждение. Второй эпизод касается заявлений Ли Чжэ Мёна во время парламентского аудита, где он утверждал, что решение о перераспределении территории Корейского института исследования продуктов питания под жилую застройку было принято под давлением министерства земельных ресурсов. Суд посчитал эти заявления ложными, указав, что перераспределение было инициативой самого Ли.
Суд особо отметил серьезность преступления, подчеркнув, что ложные заявления, сделанные в преддверии выборов, подрывали доверие избирателей и нарушают принципы демократии. "Распространение ложной информации в период избирательной кампании искажает волеизъявление граждан, что недопустимо", - заявил судья.
Негативные последствия данного судебного решения очень велики для оппозиции. Если приговор будет подтвержден Верховным судом, то политик потеряет депутатский мандат и на 10 лет лишится права занимать выборные должности. Учитывая, что Ли Чжэ Мён является не только лидером партии, но и основным претендентом на позицию кандидата на президентских выборах 2027 г., пользуясь большой популярностью в народе, получается, что у оппозиции "снимают с пробега" главного фаворита на выборах. Адвокаты тут же заявили, что подают апелляцию на вердикт, а потому история явно затянется до итогового решения Верховного суда. Сам Ли назвал это политическим заговором против него со стороны правящего лагеря и правительства, которые просто хотят нейтрализовать опасного конкурента на выборах. Нынешний вердикт стал серьезным ударом для оппозиции. Фигуре, равной Ли по популярности и влиянию, в оппозиционном лагере пока нет. Время до выборов еще остается, но не факт, что удастся найти замену, а потому надежды теперь - на отмену решения судом более высокой инстанции.
Дополнительное давление создают другие судебные процессы, в которых фигурирует Ли Чжэ Мён. Среди них дело о подстрекательстве к лжесвидетельству, решение по которому ожидается в ближайшие недели. Обвинение утверждает, что Ли Чжэ Мён требовал от бывшего помощника мэра Соннама дать ложные показания по делу о фальсификации, связанному с предыдущими выборами.
Правящая партия в свою очередь тут же напомнила, что дело давно шло к аресту Ли - ордер прокуратура пыталась получить ранее. В первый раз это не дал сделать парламент, отказавшись снимать депутатскую неприкосновенность Ли, а во второй раз уже суд счел, что следствие можно продолжать и без ареста. Тогда правящая партия подчеркнула, что отказ в аресте не означает невиновности и, как видно теперь, была права.
Днем ранее обвинительный вердикт со стороны суда получила и жена Ли Чжэ Мёна Ким Хе Гён. Сувонский окружной суд в четверг оштрафовал ее на 1,5 миллиона вон (около 1066 долларов) за предоставление бесплатных обедов во время первичных выборов партии в 2021 году, на которых определялся кандидат в президенты от партии на выборах 2022 года.
Согласно обвинению, Ким организовала обеды стоимостью 104 тысячи вон для жен трех бывших и действующих депутатов партии, а также трех своих помощников. Событие произошло в одном из ресторанов Сеула в августе 2021 года, вскоре после того, как Ли Чжэ Мён объявил о своем намерении баллотироваться на выборах.
Как выяснилось, для оплаты использовалась корпоративная карта администрации провинции Кёнги, которую возглавлял Ли Чжэ Мён в тот период. Суд постановил, что секретарь Ким, известный по фамилии Пэ, оплатил обеды с разрешения жены лидера оппозиции.
Суд подчеркнул, что подобные действия угрожают справедливости и прозрачности выборов. При этом Ким подвергли критике за отрицание вины и попытки переложить ответственность на секретаря. Правда, и здесь адвокаты защиты не согласились с вердиктом, заявив, что подают апелляцию.
В любом случае 14-15 ноября стали "черными днями" для оппозиционного лагеря Южной Кореи. Стала очень реальной угроза того, что он останется без лидера и без главного претендента на победу на президентских выборах в 2027 г. Виновной в нарушении закона признана и его жена.