На поезда приходится всего 1% выбросов парниковых газов от общего объема всех видов транспорта. Например, при проезде на одинаковое расстояние дизельный автомобиль производит примерно в три раза больше выбросов углекислого газа (CO2), чем поезд. Кроме того, для снижения углеродного следа железные дороги электрифицируют, что позволяет использовать локомотивы и поезда, работающие за счет возобновляемых источников энергии.
"Важно понимать, что общественный транспорт, особенно электропоезда, в которых одновременно едет где-то 500 - 700 пассажиров, является более экологичным, чем личный, где в одном авто, рассчитанном на пять пассажиров, чаще всего едет один человек. Получается, что поезд наносит меньший ущерб экологической обстановке, поскольку сильно влияет на снижение уровня загрязнения воздуха, шума и прочих антропогенных воздействий от автотранспортных магистралей", - рассказывает кандидат биологических наук и директор АНО "Зеленая цивилизация" Дмитрий Федоров.
Примером успешной интеграции железных дорог в систему общественного транспорта является Москва. Здесь реализовано несколько проектов, направленных на улучшение транспортной инфраструктуры и экологии. Крупнейший из них - Московские центральные диаметры, соединяющие более ста районов города и области. По ним ходят современные электропоезда.
"Статистика Мосэкомониторинга показывает постепенное снижение выбросов в зоне работы всех линий МЦД. Ведь один состав на маршруте заменяет порядка 500 личных авто. По экспертным оценкам, после открытия диаметров годовые выбросы снизились примерно на 14 - 14,5 тысячи тонн в год - это 5,5 % от совокупных выбросов столичного легкового автотранспорта. Уменьшилось количество автомобилей внутри МКАД и сократились пробки на крупных проспектах, где в результате снизилась загазованность воздуха по твердым частицам, оксидам азота и углерода, бензопирену", - поясняет эксперт.
Специально для МЦД по заказу правительства Москвы был разработан электропоезд "Иволга", который производит Тверской вагоностроительный завод. Помимо широких дверей, свободных межвагонных переходов, отсутствия тамбуров и высокого ускорения, они отличаются от стандартных электричек тем, что оснащены асинхронными тяговыми двигателями, которые позволяют значительно снизить энергопотребление поезда.
Кроме того, в "Иволгах" предусмотрены велопарковки, а в последних модификациях поезда есть розетки для зарядки электросамокатов. Так человек может добраться на самом безвредном с точки зрения экологии личном транспорте до и от станции, а большую часть дороги провести в комфортном вагоне с кондиционером, эргономическими креслами и разъемами для зарядки гаджетов.
Стоит отметить, что сегодня городские электропоезда также широко используются для перевозки пассажиров в других регионах России, например, в Сочи, Новосибирске, Красноярске, Владивостоке, Волгограде и многих других. Учитывая экологическую повестку, можно предположить, что количество таких проектов будет расти с каждым годом.