Выставка - захватывающее путешествие по истории журнала, но не только. Вместе с "Мурзилкой" оживает история нашей страны. Мы словно попадаем на страницы журнала и в буквальном смысле, перепрыгивая с кубика на кубик, перемещаемся во времени по городу Мурзилки, где есть библиотека, художественная галерея, школа, стадион и зоопарк. И в этом городе, увлекательно придуманном куратором экспозиции Олегом Николаевым, невероятное количество деталей, которые можно изучать бесконечно. Эдакая вселенная Мурзилки. Посетители могут сравнить образы и тексты разных эпох, что поможет лучше понять, как со временем менялась повседневная жизнь. Как отмечался Новый год, каким виделось будущее, как выглядели городские улицы, какие профессии пользовались популярностью - все это запечатлено на страницах легендарного журнала.
И тут важно сказать, кем запечатлено. На протяжении века с "Мурзилкой" сотрудничали мастера книжной графики: Владимир Сутеев, Татьяна Маврина, Евгений Чарушин, Лев Бруни, Виктор Чижиков… На открытии выставки один из иллюстраторов, народный художник РФ Борис Диодоров признался, что не только сотрудничал с этой "творческой и радостной редакцией", но и зачитывался "Мурзилкой", а ведь ему и самому в этом году 90 лет исполнилось.
"Все таланты начинали здесь. В этом журнале вся радость и чистота детства", - считает Борис Аркадьевич. Ему вторит легенда журнала - главный художник Наталия Холендро, которая более полувека делает этот уникальный журнал для детей: "Сюда приходили неизвестными, а уходили народными и заслуженными". Не только знаменитые иллюстраторы, но и писатели - завсегдатаи друзья журнала: Марина Москвина свой первый рассказ напечатала в "Мурзилке", а Андрей Усачев - свое первое стихотворение. К слову, Усачев замыкает десятку самых публикуемых писателей журнала. А кто на первом месте? Узнаете на выставке.
"Мурзилка" всегда славился комиксами и многие из них оживают в Литмузее: их можно прокрутить на специальных барабанах. Еще одной особенностью журнала была рубрика "Поделки": некоторые игрушки из разных номеров созданы специально для выставки. А еще здесь много разных загадок: кто из писателей "Мурзилки" был еще и художником? Какие жанры предпочитал Мурзилка? Печатались ли в журнале детективные "сериалы"? А вот задачка для самых дотошных посетителей: найти на экспозиции стихотворение, которое было написано много лет назад про 2024 год. Да, и такое здесь найдется. Завершает выставку гигантская елка, сделанная из всех новогодних обложек журнала почти что за 100 лет с изображением Деда Мороза и елок.
На первый взгляд, все на этой выставке очень легкомысленно, сплошная забава. Так, да не так: все зависит от меры погружения. Эта вселенная Мурзилки способна как минимум на полдня объединить детей и взрослых: здесь есть над чем посмеяться, что почитать, что разгадать, а главное - что обсудить всей семьей.
Всматриваюсь в Мурзилку и понимаю, что он напоминает смайлик, желтый кружочек с улыбкой. И он, конечно, подмигивает мне. Видимо, еще тогда, много лет назад, автор Мурзилки что-то знал о нас сегодняшних. Расстраивает лишь то, что тираж этого знаменитого журнала, который распространяется по подписке, 11 тысяч (если верить статистике, тираж падает каждый год). И это на всю огромную страну! Может, в наш цифровой век (Мурзилка, к слову, смартфоном тоже пользоваться умеет), не все знают о журнале, который сохраняет традиции и до сих пор предлагает юным читателям пищу для ума: современные стихи, рассказы, раскраски, поделки, кроссворды, комиксы, загадки? Нашелся бы волшебник, который подписал бы всех детей страны хотя бы на год на "Мурзилку", вот бы подарок к 100-летию получился, а детям - праздник увлекательного чтения.