17.11.2024 19:07
Экономика

Замглавы ФТС: Конкурентоспособность товаров позволяет выходить на новые рынки

Текст:  Екатерина Свинова
Российская газета - Федеральный выпуск: №261 (9503)
С 2021 по 2023 год доля зерновых в структуре российского экспорта увеличилась вдвое - с 6 до 12%. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Ивин на полях Международного таможенного форума. По его словам, конкурентоспособность наших товаров позволяет экспортерам выходить на новые рынки, несмотря на санкционное давление Запада.
Российское зерно уже заменило французское в Алжире: наш товар оказался более конкурентоспособным. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Как в этом году развивается несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ)?

Владимир Ивин: Как и весь остальной экспорт и импорт, он развивается в соответствии с сегодняшними тенденциями. Общее падение фиксируется по обоим направлениям. Это небольшие проценты, но пока мы не превышаем показателей прошлого года. В этом плане на фоне остальных направлений внешней торговли ННЭ выглядит в принципе неплохо. Несмотря на то что в стоимостном выражении пока больших превышений уровня прошлого года нет.

По натуральному объему ННЭ увеличился где-то на 2%. В денежном эквиваленте, с учетом падения цен на определенные группы товаров, объем снизился на 4%. Но неверно оценивать ННЭ только в денежном эквиваленте.

Основу несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) на 70% составляют товары, которые зависят от биржевых цен. Прежде всего это зерновые, удобрения, черные металлы. В общем, все, что в той или иной степени либо напрямую торгуется на бирже, либо ценообразование этих товаров на мировом рынке идет по схожим механизмам.

Что касается доли экспорта, то на первом месте у нас зерновые. Это примерно 11% от общего объема. Примечательно, что в 2021 году этот показатель составлял 6%, то есть рост почти в два раза.

Эксперт топливного рынка Гусев: Открытие экспорта бензина из РФ вполне оправдано

С чем связываете динамику?

Владимир Ивин: Наши экспортеры находят устойчивые рынки сбыта. Российское зерно известно как в Африке, так и в Азии. Значительная доля отечественного экспортного зерна - для производства кормов. Такой товар будет везде востребован, поскольку животноводством занимаются по всему миру. Устойчивые рынки сбыта имеются, при этом новые рынки сбыта также регулярно находятся. Разворот на Восток и глобальный Юг состоялся еще в прошлом году. Сейчас мы наблюдаем развитие этой тенденции. Например, российское зерно уже заменило французское в Алжире, поскольку наш товар оказался более конкурентоспособным.

Вы говорили о том, что в структуре экспорта выросла доля азиатских стран, каких и по каким группам товаров?

Владимир Ивин: Рост заметен прежде всего в секторах нашей традиционной торговли - минеральные продукты, изделия из алюминия и черных металлов, продукты неорганической химии, а также механическое и электрическое оборудование. Выросла доля пищевой продукции, которая у нас пошла на экспорт. К примеру, Китай стал больше закупать кондитерской и мясной продукции, как, впрочем, и другие страны Азии и Африки. В целом структура общего экспорта и импорта не сильно меняется.

На государства Азии приходится 66%. Это прежде всего Китай, Индия, Турция. Доля Евросоюза составляла 47% в 2014 году, а в 2023 году упала до 12%. Также до 12% сейчас возросла доля ЕАЭС. Это тоже очень хороший показатель.

Выросла экспортная доля пищевой продукции. Китай стал больше закупать у России кондитерской и мясной продукции

С чем такие показатели связываете?

Владимир Ивин: Наши традиционные партнеры в Европе и США просто однажды объявили, что торговать с нами больше не будут. Мы не собирались оттуда уходить, тем более что по всем предыдущим заявлениям бизнес-сообщества объединенной Европы эта торговля была взаимовыгодна. Запад получал от нас в нужном количестве востребованные товары по конкурентным ценам. Прежде всего это энергоносители, сельхозпродукция, черные металлы. Мы у них покупали оборудование, высокотехнологичную продукцию, вплоть до космических спутников.

По моему мнению, для них наша взаимная торговля была более выгодна, чем для нас. Они продавали нам высокотехнологичный товар, а на такую продукцию рынок сбыта найти сложнее. Однако свято место пусто не бывает. Здесь надо сказать спасибо нашему бизнесу - он оказался достаточно мобильным и нашел новые рынки сбыта, возможности проводить платежи и так далее. Продукты питания и энергоносители нужны всем, поэтому для наших экспортеров не проблема найти новые рынки.

Экспорт газа по низким ценам может отразиться на его стоимости в России

Как прогнозируете в дальнейшем ситуацию по цифрам?

Владимир Ивин: Исходя из планов Евросоюза его доля в структуре экспорта продолжит уменьшаться. Кто-то эту долю будет восполнять. На государственном уровне ведется серьезная политика по импортозамещению. Какие-то товары мы уже начали производить сами и наращивать обороты, чтобы ни от кого не зависеть в перспективе.

Как с разворотом экспортных потоков на Восток справляется логистическая инфраструктура? В частности, какая ситуация сейчас в морских портах Дальнего Востока?

Владимир Ивин: Загруженность на Дальнем Востоке высокая. Некоторые порты загружены более чем на 100%. Там ведется очень большая работа по внедрению новых логистических технологий. Это позволит быстрее обрабатывать и вывозить грузы. Сдаются новые площадки, что поможет дальше разгружать все быстрее.

Очень важные задачи стоят перед минтрансом по оптимизации логистических потоков. Если есть какие-то возможности вывозить или ввозить товары через те же порты Северо-Запада, Юга, то нужно это делать. Минтранс ведет работу по распределению грузов, чтобы они не перегружали Дальний Восток. Для этого ведомство совместно с минэкономразвития, логистическими операторами и РЖД рассматривает разные варианты оптимизации, в том числе гибкую тарифную политику. Это поможет выровнять условия перевозки и грамотно распределить нагрузку на транспортную систему.

Роуминг, права граждан, ж/д перевозки. Что обсуждали на заседании Совета министров России и Беларуси

Как развивается таможенное сотрудничество в ЕАЭС, в частности, с Беларусью?

Владимир Ивин: Доля стран ЕАЭС во внешней торговле России выросла уже до 12%. Это, безусловно, не предел и есть куда расти. В этом году хорошо подросла доля Армении. У них самые высокие темпы роста. Беларусь - наш четвертый торговый партнер среди всех стран. Первый - Китай, потом Индия и Турция.

Направления нашей взаимной торговли с Беларусью охватывают практически весь спектр товаров, начиная от продуктов питания и заканчивая химической, машиностроительной и электронной продукцией. Беларусь обладает компетенциями, которые позволяют заместить товары, которые мы раньше получали из Европы. Поэтому торговля будет расти, и главное - не сбавлять темпы по дальнейшему росту.

А что касается таможенного сотрудничества, то у нас с белорусской таможенной службой самое тесное взаимодействие. Это обусловлено не только тем, что мы в одном экономическом союзе ЕАЭС, но и в Союзном государстве.

В плане деятельности ФТС на 2024-2025 годы прописано создание Национальной системы подтверждения ожидания товаров. Как она будет работать?

Владимир Ивин: Сейчас только формируется модель. Рассматриваются различные варианты. Идет процесс моделирования системы. По большей части ответственный орган - минфин, также активное участие принимает минэкономразвития. Изучается опыт Казахстана, где определенные технологии позволяют сделать товаропотоки более прозрачными и учитываемыми в электронном виде. Мы пока в процессе, но направленность такая, чтобы поток взаимной торговли внутри ЕАЭС был прозрачен, понятен и поставлен на цифровую основу, и электронные документы, чтобы все участники процесса видели, как это происходит. Причем происходит быстро, понятно и в удобном интерфейсе.

ВЭД ФТС