Как в этом году развивается несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ)?
Владимир Ивин: Как и весь остальной экспорт и импорт, он развивается в соответствии с сегодняшними тенденциями. Общее падение фиксируется по обоим направлениям. Это небольшие проценты, но пока мы не превышаем показателей прошлого года. В этом плане на фоне остальных направлений внешней торговли ННЭ выглядит в принципе неплохо. Несмотря на то что в стоимостном выражении пока больших превышений уровня прошлого года нет.
По натуральному объему ННЭ увеличился где-то на 2%. В денежном эквиваленте, с учетом падения цен на определенные группы товаров, объем снизился на 4%. Но неверно оценивать ННЭ только в денежном эквиваленте.
Основу несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) на 70% составляют товары, которые зависят от биржевых цен. Прежде всего это зерновые, удобрения, черные металлы. В общем, все, что в той или иной степени либо напрямую торгуется на бирже, либо ценообразование этих товаров на мировом рынке идет по схожим механизмам.
Что касается доли экспорта, то на первом месте у нас зерновые. Это примерно 11% от общего объема. Примечательно, что в 2021 году этот показатель составлял 6%, то есть рост почти в два раза.
С чем связываете динамику?
Владимир Ивин: Наши экспортеры находят устойчивые рынки сбыта. Российское зерно известно как в Африке, так и в Азии. Значительная доля отечественного экспортного зерна - для производства кормов. Такой товар будет везде востребован, поскольку животноводством занимаются по всему миру. Устойчивые рынки сбыта имеются, при этом новые рынки сбыта также регулярно находятся. Разворот на Восток и глобальный Юг состоялся еще в прошлом году. Сейчас мы наблюдаем развитие этой тенденции. Например, российское зерно уже заменило французское в Алжире, поскольку наш товар оказался более конкурентоспособным.
Вы говорили о том, что в структуре экспорта выросла доля азиатских стран, каких и по каким группам товаров?
Владимир Ивин: Рост заметен прежде всего в секторах нашей традиционной торговли - минеральные продукты, изделия из алюминия и черных металлов, продукты неорганической химии, а также механическое и электрическое оборудование. Выросла доля пищевой продукции, которая у нас пошла на экспорт. К примеру, Китай стал больше закупать кондитерской и мясной продукции, как, впрочем, и другие страны Азии и Африки. В целом структура общего экспорта и импорта не сильно меняется.
На государства Азии приходится 66%. Это прежде всего Китай, Индия, Турция. Доля Евросоюза составляла 47% в 2014 году, а в 2023 году упала до 12%. Также до 12% сейчас возросла доля ЕАЭС. Это тоже очень хороший показатель.
С чем такие показатели связываете?
Владимир Ивин: Наши традиционные партнеры в Европе и США просто однажды объявили, что торговать с нами больше не будут. Мы не собирались оттуда уходить, тем более что по всем предыдущим заявлениям бизнес-сообщества объединенной Европы эта торговля была взаимовыгодна. Запад получал от нас в нужном количестве востребованные товары по конкурентным ценам. Прежде всего это энергоносители, сельхозпродукция, черные металлы. Мы у них покупали оборудование, высокотехнологичную продукцию, вплоть до космических спутников.
По моему мнению, для них наша взаимная торговля была более выгодна, чем для нас. Они продавали нам высокотехнологичный товар, а на такую продукцию рынок сбыта найти сложнее. Однако свято место пусто не бывает. Здесь надо сказать спасибо нашему бизнесу - он оказался достаточно мобильным и нашел новые рынки сбыта, возможности проводить платежи и так далее. Продукты питания и энергоносители нужны всем, поэтому для наших экспортеров не проблема найти новые рынки.
Как прогнозируете в дальнейшем ситуацию по цифрам?
Владимир Ивин: Исходя из планов Евросоюза его доля в структуре экспорта продолжит уменьшаться. Кто-то эту долю будет восполнять. На государственном уровне ведется серьезная политика по импортозамещению. Какие-то товары мы уже начали производить сами и наращивать обороты, чтобы ни от кого не зависеть в перспективе.
Как с разворотом экспортных потоков на Восток справляется логистическая инфраструктура? В частности, какая ситуация сейчас в морских портах Дальнего Востока?
Владимир Ивин: Загруженность на Дальнем Востоке высокая. Некоторые порты загружены более чем на 100%. Там ведется очень большая работа по внедрению новых логистических технологий. Это позволит быстрее обрабатывать и вывозить грузы. Сдаются новые площадки, что поможет дальше разгружать все быстрее.
Очень важные задачи стоят перед минтрансом по оптимизации логистических потоков. Если есть какие-то возможности вывозить или ввозить товары через те же порты Северо-Запада, Юга, то нужно это делать. Минтранс ведет работу по распределению грузов, чтобы они не перегружали Дальний Восток. Для этого ведомство совместно с минэкономразвития, логистическими операторами и РЖД рассматривает разные варианты оптимизации, в том числе гибкую тарифную политику. Это поможет выровнять условия перевозки и грамотно распределить нагрузку на транспортную систему.
Как развивается таможенное сотрудничество в ЕАЭС, в частности, с Беларусью?
Владимир Ивин: Доля стран ЕАЭС во внешней торговле России выросла уже до 12%. Это, безусловно, не предел и есть куда расти. В этом году хорошо подросла доля Армении. У них самые высокие темпы роста. Беларусь - наш четвертый торговый партнер среди всех стран. Первый - Китай, потом Индия и Турция.
Направления нашей взаимной торговли с Беларусью охватывают практически весь спектр товаров, начиная от продуктов питания и заканчивая химической, машиностроительной и электронной продукцией. Беларусь обладает компетенциями, которые позволяют заместить товары, которые мы раньше получали из Европы. Поэтому торговля будет расти, и главное - не сбавлять темпы по дальнейшему росту.
А что касается таможенного сотрудничества, то у нас с белорусской таможенной службой самое тесное взаимодействие. Это обусловлено не только тем, что мы в одном экономическом союзе ЕАЭС, но и в Союзном государстве.
В плане деятельности ФТС на 2024-2025 годы прописано создание Национальной системы подтверждения ожидания товаров. Как она будет работать?
Владимир Ивин: Сейчас только формируется модель. Рассматриваются различные варианты. Идет процесс моделирования системы. По большей части ответственный орган - минфин, также активное участие принимает минэкономразвития. Изучается опыт Казахстана, где определенные технологии позволяют сделать товаропотоки более прозрачными и учитываемыми в электронном виде. Мы пока в процессе, но направленность такая, чтобы поток взаимной торговли внутри ЕАЭС был прозрачен, понятен и поставлен на цифровую основу, и электронные документы, чтобы все участники процесса видели, как это происходит. Причем происходит быстро, понятно и в удобном интерфейсе.