- Свою фамилию я уже забыл. Открываю паспорт - помню, закрываю - я Комиссар, - шутит замкомандира по военно-политической работе артдивизиона группировки войск "Днепр".
Мчимся в расположение подразделения с бешеной скоростью по ухабам: нельзя попасться на прицел дронам-камикадзе, летающим здесь со скоростью 120 километров в час.
Комиссар пришел в дивизион два года назад. Почти с самого начала принял командование на себя, потому что его командир был тяжело ранен. Через неделю началось контрнаступление противника. В то время еще не обстрелянный дивизион принял главный удар на себя. Комиссар выезжал на задания чуть ли не с каждым артиллерийским расчетом, пока бойцы не привыкли к ежесекундной опасности. Дивизион выстоял, остановил врага. Потом "пионеры" отбили плацдарм у знаменитых Казачьих Лагерей, а несколько месяцев назад прогнали "укропов" из Крынок, которые были пропагандистским козырем Киева перед западными кураторами.
Комиссар пришел на фронт добровольцем.
- В пункт набора на Яблочкова в Москве зашел 57-летним мужчиной, а через полтора часа понял, что мне снова 29. Будто никуда из армии и не уходил, - вспоминает замполит.
Куда едет, он не говорил никому из родных и знакомых, пока не пришел приказ министра обороны о его зачислении.
- Подумал: скажут, что болтун. Объявил всем, когда точно знал, что взяли. В военкомате мне предложили должность командира батареи. Потом позвонил военный комиссар Москвы: "У тебя возраст. Будешь замполитом". На эту должность меня назначили потому, что, типа, старый, бегать не могу. А меня молодые не догоняют.
Комиссар - бывший кадровый военный с многолетним опытом службы на командных должностях. Окончил Житомирское военное училище, служил в ВДВ, ушел на гражданку с должности командира зенитно-ракетного взвода. Уволившись из армии, бывший военный стал успешным бизнесменом, создав прибыльную издательско-полиграфическую компанию.
Но гражданская позиция и офицерские погоны не дали ему спокойно жить, когда началась СВО. Позывной замполит выбрал в память о своем деде, который в Великую Отечественную был батальонным комиссаром и получил тяжелое ранение под Сталинградом.
- Мой первый армейский полигон был как раз в Волгоградской области, там, где дед воевал, - отмечает Константин.
На передовой на Херсонщине он уже почти два года. В зоне ответственности дивизиона - самые активные боевые действия.
- Почему "Пионерский"? В дивизионе почти все "мальчики", которые были пионерами, пара - октябрятами, до пионеров не успели дорасти. У меня - комсомольский значок, я - старший пионер.
В расположении штаба дивизиона мне рассказали недавний случай. Боец погиб, а выплаты его семье еще не пришли. Вдове, у которой трое несовершеннолетних детей, нужно было внести платеж по кредиту. Ситуация критическая, вплоть до выселения семьи из квартиры. Замполит кинул клич дивизиону: "Ребята, надо скинуться". Скинулись и решили вопрос.
Почти все "пионеры" представлены к государственным и ведомственным наградам и уже не по одному разу. Их можно узнать даже по внешнему виду - пионерским значкам, которые носят бойцы дивизиона, а также красным галстукам. Но их военнослужащие надевают только по торжественным случаям.
О бесстрашном дивизионе даже сложили песню. Ее написал полковник ВДВ, бард Михаил Калинкин. Есть в ней куплет об истории, произошедшей в первой батарее, двое артиллеристов которой всю ночь вели огонь по противнику из двух орудий. Бойцы просто "летали" между гаубицами. За три секунды заряжали и стреляли при нормативе 30 секунд. И так до рассвета. Не дали врагу проскочить на лодках через реку.
- Эта война больше артиллерийская, как на дуэли: один раз ты выстрелил - четыре по тебе, - снова шутит Комиссар.
- На точках противника - море шприцев, упаковок от запрещенных препаратов, они там все уколотые и соответственно ведут себя.
- Некоторые бывшие товарищи - выпускники военного училища - на той стороне. Старший брат и племянник - бандеровцы.
- Им мозги промыли. Вбивали, что украинская экономика - пятая в Европе. Отделимся от России, будем жить в шоколаде, ничего не делая. Но посмотрите на украинские села: убогие, нищие дома. За тридцать лет разворовали все ценности, созданные при СССР. Встречу брата - подзатыльник ему дам.