Рынок офисной недвижимости развивается стремительно. Согласно прогнозам консалтинговой компании Nikoliers, в следующие два года только в столице появится более двух миллионов квадратных метров новых офисных площадей. Однако стоит учитывать, что к моменту ввода проектов в эксплуатацию 80-90 процентов офисов будет уже реализовано или сдано в аренду. При этом потенциальные резиденты и инвесторы внимательно оценивают характеристики строящихся проектов - как расположение и архитектуру, так и внутреннюю концепцию.
Одна из главных особенностей современных офисных центров - наличие услуг, необходимых для координации рабочего процесса. Некоторые здания класса A в развивающихся деловых кластерах становятся площадками для внедрения концепций, которые сделаются обязательными для "офиса будущего". Важная составляющая делового центра - консьерж-сервис, ответственный за оформление пропусков, встречу сотрудников компаний, их гостей и курьеров и другие востребованные услуги. Однако эти функции все чаще берут на себя современные технологии. Заменой ресепшен на входе в бизнес центр становится система Face ID. Она распознает лица офисных сотрудников, а еще ведет учет времени, проведенного на работе, и замещает таким образом обычные пропуска. В совокупности с интерактивной навигацией по зданию цифровые помощники после "встречи" гостя автоматически вызовут лифт на нужный этаж и откроют двери.
Помимо того что подобные нововведения упрощают повседневную жизнь в офисе, они помогают позаботиться о здоровье резидентов и посетителей. Бесконтактное открытие дверей и минимум прикосновений к каким-либо поверхностям - тренд на антибактериальную среду. С этой же целью девелоперы все чаще оборудуют такие здания лифтами с антибактериальным покрытием кабин.
Мобильные приложения для резидентов также все чаще можно встретить в современных офисных проектах. Благодаря такому программному обеспечению сотрудники могут самостоятельно выполнять те задачи, для которых ранее требовалась помощь. Например, заказывать пропуска и доступ на парковку, подавать заявки на обслуживание инженерных систем, заказывать клининг помещений и разного рода доставки, получать уведомления от УК или службы безопасности, а также обращаться к ним с просьбами и предложениями.
Пользователи приложения всегда могут оценить, сколько ресурсов требуется для обеспечения работы офиса и как сделать свою деятельность эко-френдли. Отслеживать это помогают интеллектуальные системы учета энергопотребления. За оптимальный температурный режим отвечает климат-контроль, также есть возможность мониторить качество воздуха.
Еще одна важная функция, которую выполняют такие приложения, - помощь в формировании комьюнити арендаторов благодаря новостным лентам, доскам объявлений, оповещениям о совместных мероприятиях. Эта опция полезна для обеих сторон: лояльность резидентов по отношению к управляющей компании повышается, а сами пользователи приложения могут узнать больше о своих соседях и получить полезные деловые контакты, а иногда и новых клиентов.
Трансформация запросов собственников и арендаторов офисов дает девелоперам ориентиры для разработки новых опций. Так, для IT-компаний задачей особой важности является сохранность данных, с которыми работают сотрудники. В некоторых деловых центрах таким резидентам предлагается арендовать серверную стойку в собственном дата-центре. Это экономит время и ресурсы на организации собственных серверных мощностей в новом офисе. Кроме того, работа с данными через локальную сеть считается более быстрой, надежной и безопасной, чем загрузка в облачное хранилище.
В последнее время участники рынка недвижимости отмечают тренд на повышение интереса частных инвесторов к офисам: офисные помещения обычно окупаются быстрее, чем квартиры. Согласно подсчетам специалистов рынка, если сравнивать данные по окупаемости коммерческой и жилой недвижимости, то в среднем они составляет восемь-девять лет против 17-20 лет соответственно. Более того, рост цен на офисы в зависимости от стадии проекта и перспектив развития локации может достигать 40 процентов за период строительства, чего не наблюдается на рынке жилья. В связи с этим в последнее время в офисных приложениях появляются специальные опции для инвесторов, например аналитика по актуальным ставкам аренды помещений и срокам окупаемости.
Помимо цифровой трансформации мы наблюдаем сегодня, как меняется отношение резидентов деловых центров к организации пространства и созданию комфортной рабочей атмосферы. По нашим наблюдениям, многие сотрудники устают от шумных и загруженных офисов и хотят работать там, где есть возможность сменить рабочую обстановку в течение дня. Наличие приватной зоны становится важной составляющей для современного делового центра. Возможные варианты - уютные уголки, отгороженные от общего пространства, или комнаты для релаксации. Это может быть тихий внутренний двор с обычным или каскадным садом или благоустроенное пространство для отдыха на эксплуатируемой кровле.