"Сразу скажу, что отличий новых учеников от старых столько, что привыкать к ним придется, но надеюсь, что легко, - говорит соавтор школьной линейки учебников, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян. - Одна из ключевых новаций: синхронизация изучения отечественной и истории мира. Так, если традиционно изучение истории в школе начиналось с пятого класса с истории древнего мира, а отечественной - с 6-го или 7-го классов, то теперь в 5 классе параллельно с мировой историей древнего мира вводится курс российской истории - изучение археологических раскопок в Сибири, Поволжье, Причерноморье и в Крыму. Так достигается цель встраивания отечественной истории в мировой контекст, у школьника - складывания цельной картины мира".
Как отметил академик Чубарьян, теперь синхронизация будет сопровождать весь курс школьной истории, что меняет подходы к ее изучению. Так, другая новация линейки учебников вытекает из синхронизации курса истории, - уход от европоцентричности видения мира, когда школьный курс истории европейской цивилизации выдавался за мировую. В новых учебниках при сохранении прежнего объема учебных программ, расширено изучение истории Китая, Ближнего Востока, Индии, Африки и латинской Америки.
"Такой подход позволяет осуществить еще одну новацию - новые учебники дают современные оценки тех или иных исторических событий, - говорит Александр Чубарьян. - Замечу, что полного согласия в науке нет, но мы старались сбалансировать общий подход. Он в учебниках есть. Разумеется, что учебники - это не монография, где можно высказывать личную точку зрения. Учебники высказывают именно общие позиции. Из чего и складывается общая картина мира".
Именно так подаются ключевые события XVIII - XIX веков - революция во Франции, восстание декабристов или отмена крепостного прав в России, и ХХ века - Первая и Вторая мировые войны. Авторы учебников старались сделать историю живой - она подана через повествования о повседневной жизни - изучение нравов, еды, голода, истории одежды и быта, выдающихся мужчин и женщин. И это еще одна новация учебников - наведение на QR-код того или иного параграфа и школьник перенаправлен на исторический фильм ("Тобол", "Освобождение" или "Столыпин"), мультфим ("Три богатыря"), в музей ("Эрмитаж", "Музей Победы") или на спектакль, лекцию или онлайн-игру по теме. Команда авторов новой линейки учебников убежедна в том, что изучение истории древнего Востока или Рима без визуализации - посещения музеев, выставок, кино или, как сегодня говорят, блокбастеров, невозможно, поэтому QR-код - еще одно отличие от прошлых учебников, когда не только через текст, но и через динамику можно почувствовав, понять историю.
"И это не конец истории, - уверен академик Чубарьян, - она только начинается. Сначала учебники будут использоваться параллельно со старыми, дальше - сложный вопрос. Вариативность 90-х, когда вместо одного учебника использовались несколько, была уместным ответом на отсутствие разных точек зрения, пока дело не дошло до абсурда - использования до 15 учебников. Выход из этой профанации - это тоже не конец истории. После того как учебники опробуем в школе, будем их дорабатывать. И в части сближения разных точек зрения. И в части усиления творческой составляющей ЕГЭ, ухода от его формализации. И тут растет роль учителя в донесении разных точек зрения, ведь дети в интернете видят и иную картину мира. Вот вариативность такого рода, думаю, сохранится, а старые учебники все же уступят место новым".