"Киберпреступники консолидируются. Сегодня это уже не отдельные хакеры, отдельные мошенники - это организованные группы, которым помогают спецслужбы и недружественные государства. И противодействовать этой угрозе можно только консолидировав ресурсы государства и бизнеса", - сказал Шойтов.
По его словам, Минцифры планирует максимально учесть накопленный опыт и создать единую платформу противодействия кибермошенничеству. Концепция такой системы уже прорабатывается с Министерством внутренних дел, Центробанком, федеральными органами исполнительной власти.
Единая платформа противодействия кибермошенничеству будет объединять такие системы, как "Антифрод" Роскомнадзора, "Антифишинг" и "Мультисканер" Минцифры, ФинЦЕРТ (центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере) Центробанка, а также сервисы борьбы с кибермошенниками телеком-операторов и банков.
По словам Шойтова, система борьбы с подменными номерами "Антифрод", полноценный ввод в эксплуатацию которой завершается в этом году, показала себя очень эффективно. Каждый день "Антифрод" выявляет и блокирует около 2 млн мошеннических звонков.
Не менее эффективно, по мнению замминистра, работает и "Антифишинг" Минцифры, который за два года работы ограничил доступ более чем к 500 тыс. мошеннических интернет-ресурсов.
Шойтов рассказал, что уже в 2025 году будет создана пилотная версия системы: "Платформа будет работать не только с телефонными мошенниками, но и со звонками, которые осуществляются через мессенджеры, с фишингом и другими типами кибермошенничества, а также рисками, которые ожидаются в перспективе, с использованием искусственного интеллекта и дипфейков".
Единая платформа не будет собирать внутри себя уже имеющиеся системы и забирать их функционал, а обеспечит взаимодействие между "Антифродом" РКН, "Антифишингом" Минцифры, "ФинЦЕРТом" Центробанка, а также антифрод-системами банков и телеком-операторов.
"Мы должны стандартизировать это взаимодействие и обеспечить необходимую координацию. Именно это, с нашей точки зрения, как раз и есть роль государства: объединение, координация и консолидация всех участников", - заявил Шойтов.
На платформе будет агрегироваться (в онлайн-режиме) и храниться информация обо всех случаях кибермошенничества, сценарии преступных схем, описания инцидентов, банковские и операторские кейсы. Эта информация поможет всем сегментам платформы противодействовать кибермошенникам в режиме реального времени.
"В итоге, после того как инцидент прошел, даже если нам удалось его предотвратить, необходимо будет предоставить оперативную информацию правоохранительным органам в таком виде, чтобы они могли быстро на нее реагировать", - отметил Шойтов.
Комментируя создание единой платформы, представители Минцифры, "Билайна", Ростелекома" и других крупных компаний, также отмечают роль кибергигиены борьбе с мошенниками. По мнению экспертов, необычайно важны просветительские, образовательные и обучающие программы для повышения IT-грамотности пользователей. Такие программы могут стать точкой приложения совместных усилий бизнеса и государства.
Проводя аналогию с медициной, можно сказать, что ни одна самая совершенная система здравоохранения не защитит человека от инфекционных заболеваний, если он не соблюдает правила личной гигиены и живет в антисанитарных условиях.
Особенна важна кибергигиена и соблюдение правил кибербезопасности для российских пользователей, так как по словам президента Ростелекома Михаила Осеевского, персональные данные практически всех граждан РФ уже утекли в сеть. В даркнете можно купить консолидированную информацию практически о каждом жителе России, что увеличивает поверхность атаки на человека со стороны мошенников. А по мнению председателя правления "Сбера" Станислава Кузнецова, сейчас в открытом доступе находится 3,5 млрд строк с персональными данными 90% взрослых россиян. При этом, по оценке банка, сумма похищенных у российских граждан средств в 2024 году может составить около 250 млрд руб.