"В РЖД последовательно ведется работа по увеличению глубины продажи. В перспективе планируется увеличение до 180 суток", - отметили в ФПК, дочернем предприятии РЖД, осуществляющем почти все пассажирские перевозки в поездах дальнего следования. Как указано на сайте РЖД, сейчас на большинство поездов внутри страны продажа билетов начинается за 90 суток до даты поездки. Только на "Красную стрелу" и "Экспресс" между Москвой и Санкт-Петербургом билеты продаются за 120 дней. В Беларусь можно купить билеты за 60 суток, а в Абхазию - за 90.
Не секрет, что билеты на летний период в южном направлении разлетаются в первые минуты со старта открытия продаж, и даже если билеты будут предлагаться за 180 суток, ситуация кардинально не изменится, считает заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов.
"Когда мы увеличиваем срок продажи с 90 до 180 дней, граждане, повинуясь инстинкту толпы, будут покупать билеты за 180 дней и тем самым кредитовать РЖД на полгода. Потому что РЖД будет фактически расплачиваться за эту услугу уже не через 90 дней, а через 180", - отметил он.
При этом в РЖД смогут раньше узнать, на каких направлениях и каким будет спрос, и смогут лучше прогнозировать заполняемость состава и вводить дополнительные поезда. В этом году с мая по август РЖД перевезли в сообщении с Югом России более 11,7 млн человек (+4,5% к уровню 2023 года).
"Проблему нехватки билетов в сезон это, конечно, не решит. Люди будут покупать билеты хоть за 360 дней. Но может усложнить деятельность перекупщиков. Мы исследовали эти летние продажи билетов, и создалось впечатление, что кто-то эти билеты просто придерживает, а потом как-то их распределяет. То есть у людей, которые на этом наживаются, будет очень сложная задача - вкладывать ли свои деньги, которые через 180 дней могут дать 10% на накопительном счете", - считает эксперт.
Первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов полагает, что увеличение глубины продажи билетов пусть ненамного, но снизит летний ажиотаж.
"За полгода не каждый готов покупать билет, зато тот, кто уверен в своих планах или кто, например, каждое лето ездит в одно и то же место, получит возможность точно купить нужный билет", - отметил Абрамов.
Сенатор также подчеркнул, что важно сделать так, чтобы ажиотажа вообще не возникало. Для этого нужно увеличивать подвижной состав, количество авиарейсов и предлагать альтернативные маршруты для доставки людей к местам отдыха, так как это очень выгодно для развития внутреннего туризма.
Ранее в ФПК сообщили, что невозвратные железнодорожные билеты в следующем году можно будет купить в ряде случаев со скидкой 20%. Скидка полагается, если билет приобретается в последнее 4-местное купе, а при путешествии на двухэтажных поездах - в последнее купе на обоих этажах.
Купить билет по невозвратному тарифу можно будет не позднее, чем за 5 дней до дня отправления поезда. Распространяются скидки только на поезда ФПК.