Мне иногда странно слышать, как новость об уходе того или иного артиста из театра вызывает скандал, эмоциональные реплики о попрании традиций и тому подобном.
Да, уход человека из театра - не самое радостное событие. Как не самое приятное событие в жизни любой семьи - ссора между родственниками или даже развод. Но с разводом жизнь не заканчивается! Пути людей иногда расходятся - это нормально, это случается. Оговорюсь: тут я имею в виду случаи именно творческих, профессиональных расставаний, случившихся по той или иной "производственной" причине. Сведение счетов, травля, корыстные интриги, незаконные увольнения - это, конечно, другой разговор. Совсем уж криминальные истории вроде пьянства на работе тоже не беру: что тут обсуждать?
Но вот актер уходит из театра, например, со сменой худрука. Мне кажется, это нормально. Вспомните (кто помнит) Ленком Эфроса и Ленком Захарова. Это были два разных театра в стенах одного и того же здания. Два прекрасных, но два совершенно непохожих друг на друга театра. Не каждый "эфросовский" актер был нужен захаровскому Ленкому - это совершенно естественно: театр обновлялся. А в традиции русского театра любое обновление - это настоящие, фундаментальные перемены. Всегда, даже если это проверенная классика. Любые условные "Три сестры", поставленные в сто двадцатый раз, - это всегда по-новому, если только это не эпигонство и не игра в театральный музей восковых фигур.
К слову: в традиционном японском театре "Но" весь репертуар - 258 пьес. И 259-й там не будет никогда. Что не мешает театру "Но" быть интересным и живым и по сей день. Любопытно: наберется ли 258 пьес в классическом русском театральном репертуаре?
Когда я пришел в "Модерн", у меня тоже были увольнения актеров. Конфликтов не было. Судов - тем более. Но знаю, что такое случается, и дело доходит до суда. А суды в большинстве случаев (если не всегда) занимают сторону артиста. Почему - сказать не берусь. Возможно потому, что суд не может оперировать понятиями "растренированный артист" или "потеря актерской формы". С точки зрения суда, артист, который приходит на работу без опозданий и уходит из театра вовремя, не нарушает трудовую дисциплину, - хороший артист!
И это можно понять: в конце концов, какое дело суду до того, что актер расслабился, разленился? Суд не оценивает качество актерской игры, это не его задача. Но если такое случилось, и какой-то артист потерял форму, - у режиссера должны быть законные способы ситуацию исправить. И тут на помощь приходят срочные контракты, на год, - вполне нормальная, рабочая формула взаимоотношений театра со своими актерами. Между прочим, "растренированный" актер, как правило, сам понимает свое состояние. И девяносто девять из ста в такой ситуации сами не хотят быть обузой для театра - просто переходят в другой коллектив и - примеры тому есть! - могут обрести второе дыхание.
Вообще, любой актер - любой, независимо от возраста, опыта и заслуг - больше всего хочет одного: работать. Покойный Владимир Левашев работал в "Модерне" буквально до последних дней жизни, играл в трех спектаклях. Да, с возрастом количество и диапазон ролей уменьшаются, но само присутствие в театре опытных актеров, выдающихся, признанных мастеров влияет на все, что в театре происходит.
Бывает и так, что заслуженные, отдавшие театру много лет своей жизни артисты оказываются невостребованными. Ну нет для них ролей в действующем репертуаре. Что делать с теми, кто по факту уже лишен работы, но перспектива заслуженной пенсии пугает? Держать в театре формально из уважения к заслугам? Выводить за штат и учредить для них некую выплату из бюджета театра? Звучат и такие предложения. А что, скажите, делать с заслуженным токарем, бухгалтером, администратором? Нет, я бы не нарушал схему. Есть государственная пенсия, есть надбавки за звания "заслуженный артист", "народный артист". Все должно быть в рамках действующего законодательства. И на основе взаимного, подчеркну, взаимного уважения.
Любой актер хочет работать. Это профессия такая: актеру просто необходимо быть на сцене. Поэтому, если вы загружаете человека работой, а он при этом не отлынивает, с радостью берется за эту работу, - поверьте, роль для такого актера найдется всегда. Любому театру, любому худруку актеры нужны. Талантливые, яркие, работоспособные, разновозрастные актеры очень нужны! Но даже среди талантливых - не все, не всякие. А те, кто попадает в интонацию и "звучит" в унисон с остальными. И это большое счастье, что у отечественного театра так много голосов и интонаций - в нем любой актер, любой зритель, любой режиссер может услышать что-то свое, обрести свою собственную гармонию; он дает возможность новым авторам - драматургам, режиссерам - привнести в эту сложную и прекрасную гармонию свою, новую ноту. Люблю театр.