Более половины опрошенных (58%) в старшей школе учились в профильных классах (61% из них в классах с IT и физико-математическим уклоном), а две трети (66%) — записывались в кружки и участвовали во внеучебной деятельности и олимпиадах. Исследование показало связь между внеучебной активностью в детстве и карьерным ростом: 82% девушек, занимающих руководящие должности в сфере IT, посещали в детстве дополнительные занятия (для сравнения: среди девушек, занимающих более низкие позиции, таких 64%).
Немалую роль в том, что девушки в различном возрасте изучают IT-направление, играет родительская поддержка. У 76% опрошенных родители поощряли внеучебные занятия и поддерживали в изучении точных наук, у 75% — одобряли участие в профильных кружках и олимпиадах, а у 52% родители советовали выбрать карьеру в STEM-областях. При этом большинство из опрошенных руководительниц (86%) отмечали поддержку семьи в участии в кружках и олимпиадах по точным наукам.
Важным фактором является непрерывность образования. Получив разнообразный образовательный опыт в детстве, девушки формируют привычку заниматься саморазвитием во взрослой жизни: среди женщин, посещавших дополнительные занятия в школьные годы, 77% продолжают активно заниматься самообразованием, а 90% женщин в IT-сфере учатся на протяжении всей карьеры. При этом формы обучения меняются: если в школьные годы это были кружки и дополнительные занятия, то сейчас большинство (72%) выбирает современные форматы — книги, подкасты и онлайн-курсы. Почти половина опрошенных (48%) также проходит курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Готовность к постоянному обучению входит и в число «мягких» навыков, которые специалистки считают ключевыми факторами успеха — о них говорили 67% опрошенных. Среди других навыков 63% отметили важность развития логического и аналитического мышления, 54% подчеркнули значимость интереса к технологиям и 53% — гибкости мышления.
«Полученные результаты резонируют с целым рядом выводов из других исследований, которые проводит Институт образования. Во-первых, мы видим, что сегодня образование и ранняя профориентация — это не только прерогатива школы, существенную роль здесь играет дополнительное образование детей. Во-вторых, когда мы обсуждаем образование и выстраивание жизненных траекторий детей, очень важно не упускать из виду коммуникацию с родителями. Исследование наглядно показывает их значительное влияние на профессиональное развитие детей в IT-сфере. И третий очень любопытный результат связан с тем, что даже для таких, казалось бы, технических, инженерных областей, как IT, для успешности оказываются важными гибкие надпрофессиональные навыки. Это актуализирует дискуссию о важности системного подхода в образовании, направленного на развитие как специальных, так и универсальных компетенций», — отмечает Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ.
«Мы надеемся, что результаты исследования помогут образовательной среде и рынку расширить воронку привлечения девчонок. По своему опыту мы видим, что чем “взрослее” в Яндексе программы IT-образования, тем выше доля девушек, которые на них поступают. Верим, что и количество обучающихся на первых этапах воронки можно увеличить — исследование явно доказывает, что для этого нужна, прежде всего, родительская поддержка и возможность с детства выбрать для себя обучение в технических классах. Начать свой путь в IT можно в любой момент, но чем больше девочек влюбятся в эту сферу в детстве, тем больше классных специалисток мы получим в будущем», — подчеркивает Дарья Золотухина, HR-директор, руководитель направления Образования, развития талантов и технологий для общества в Яндексе.