Кур этой довольно старинной породы корреспонденты "РГ" увидели в Ейском районе Кубани. Станица Камышеватская небольшая, население всего пять тысяч человек. Расположена она на обрывистом берегу Азовского моря. В пасмурный день шуршащие на ветру жухлые заросли тростника выглядят немного уныло, как, впрочем, облупившаяся чаша фонтана на центральной улице рядом со скульптурой Ленина у здания администрации. В курортное время все иначе. Однако знакомство с необычными обитателями птичьего двора местного жителя Вадима сразу отодвигает предзимнее настроение. И это не преувеличение. В его домашнем хозяйстве собраны более десятка редких пород кур, так что друзья и знакомые частенько заглядывают к нему, словно на экскурсию, со словами: "Что новенького?"
Вот семейство кур из Франции ла флеш - у всех черное оперение. По природному обыкновению петушки значительно ярче несушек. Благодаря своему гребню в форме V-образных рожек (длиной в несколько сантиметров) представители этой породы, выведенной еще в XV веке, получили прозвище "курица дьявола, или Люцифера". Взглянув на замерших в глубине клетки птиц, конечно, ничего мистического не накатывает, но внешность у них и прямо запоминающаяся - слегка загнутый клюв, сережки белых мочек и желто-коричневые глазки с красноватым оттенком.
На другой стороне - "гамбурги": петушок предстает перед гостями в сезонной смене своего одеяния, поэтому худощав, без традиционного пышного хвоста. Рядом подбирают зерно три несушки, серебристые, с черными пятнышками в форме сердечек.
- Этих выписывал из Москвы, очень уже мне понравились, да и в станице ни у кого таких нет, - рассказывает Вадим Гей. - Хозяйство у меня большое (23 клетки с птицей, кроликами и нутрией), и даже прибыльное. Продаю для разведения инкубационные яйца в Ейск, Анапу, взрослых особей. На гамбургскую породу спрос стабильный - буквально этим летом позвонили журналисты, которые гостили в Ейске, и выкупили у меня двух петушков. Повезли в Санкт-Петербург. Уж не знаю, зачем, может, кому на подарок.
Одного гамбургского петушка сородичи почему-то задирали, пришлось его отсадить в клетку к полугодовалым самцам породы брама (родом из США). Оба величественные, с ястребиными клоками на лапках, но при этом спокойные и дружелюбные. В общем-то, с этих кур, наверное, и началось необычное увлечение Вадима. Одно время в станице на рынке поговаривали, что продаются огромных размеров петухи. Ростом почти до пояса. Да быть такого не может! А потом нашел информацию в интернете. Дальше дело техники - связался с поставщиком инкубационных яиц и выкупил (взрослая птица стоит в десять раз дороже).
- После этого почитал о других селекционных достижениях и очень меня впечатлили смеющиеся петухи, - продолжил он свой рассказ. - Есть такая индонезийская порода кур аям кетава, которые кукарекают… заливистым человеческим смехом. Никогда не слышали? Вырастил два петушка и две курочки, но, к сожалению, потом пали от болезни. Содержание экзотических кур весьма трудоемко, они более привередливы, нуждаются в определенных условиях. Например, был у меня китайский расписной перепел - непередаваемая красота. Выписал партию из Ростова-на-Дону в количестве 50 штук, в инкубаторе получил половину потомства. Птенцы размером с майского жука, и сразу возник вопрос: как кормить, зерно же крупное? Размалывал его до муки. Однако в душное лето, какое порой выдается на Кубани, они просто задохнулись…
Многое в уходе зависит и от специализированных кормов и добавок. Рынок наводняют различные предложения, но далеко не все выдерживают качество. Вадим остановил выбор на местном производителе комбикормов. Дать оценку не решусь, но кот Маркиз, все это время нас сопровождавший с видом главного экскурсовода, с густой черно-белой шубкой, на моих глазах запрыгнул на клетку с кроликами и с аппетитом поел гранулированную смесь для… птицы. Значит, вкусно!
Каждое утро Вадим обходит клетки, нальет всем свежей воды, а затем спешит на работу в Камышеватский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, где трудится заместителем директора по пожарной безопасности. В ходе беседы узнаю, что он с женой воспитал двух приемных ребят. Сейчас они, что называется, вылетели из гнезда: 29-летний сын Дмитрий работает в Ейске тату-мастером, прекрасно рисует (именно он изобразил на стенах гостевого домика во дворе сцены охоты); младшая дочь Виктория живет в Москве.
- А сам я вырос в станице, выучился в краснодарском университете на агронома, но, проработав год в колхозе "Россия", пошел служить в армию, а после службы уже не вернулся в профессию, - говорит он. - В нашем доме творчества вел кружок по видеосъемке, долгое время снимал свадьбы, пока не ушел работать в социальное учреждение.
От исчезнувшего крупного колхоза Вадиму достался пай земли, который продолжает кормить семью. Участок сдает в аренду фермерам, а взамен - три тонны зерна (пшеница, ячмень и кукуруза), масла, муки в год. Конечно, в таком объеме продукты не осилить, поэтому домашняя живность стала серьезным подспорьем. Да и не лежать же дома на диване.
- Двор у меня поет, - с улыбкой заключает хозяин. - Причем в прямом смысле слова: если раньше петухи просыпались в шесть утра (летом - в четыре), то теперь с двух ночи могут заливаться голосами.
Декоративные куры зарубежных селекций в определенной степени действительно дарят ощущение мини-зоопарка. Какое разнообразие расцветок и оперенья! Вадим увлеченно показывает фотографии в телефоне, попутно произнося доселе неизвестные мне названия. Например, жили у него куры породы араукана - родом из Южной Америки. Их особенность - в отсутствии хвоста. Одно время разводил серых и черных "падуанов", выходцев из Италии. Внешне этих курочек ни с какой другой породой не перепутаешь - уж слишком приметны их пышный хохолок-диадема и борода…
Жемчужиной двора Вадима одно время были самые маленькие курочки в мире - малазийская серама. Вес взрослого петушка составляет всего 300-500 граммов. Это относительно молодая порода, выведенная путем скрещивания японских карликовых кур с малазийскими дикими.
- У них круто выпяченная грудь и гордо запрокинутая голова, такую стойку добиваются специальным массажем, - рассказывает Вадим. - На родине этих курочек регулярно проводятся "конкурсы красоты": на грудь петушку сажают цыплят, и чем больше поместится, тем он породистее (по стандарту должно уместиться минимум три цыпленка). Особи высоко ценятся, стоимость пары достигает 12 тысяч рублей.
А сейчас присматривает новое семейство - хочет приобрести породу брама порцеляна, обладающую необычным окрасом. Она редкая, и только за одно инкубационное яйцо запрашивают около 700 рублей.