22.11.2024 10:28
Экономика

С чем связан дисбаланс системы образования и рынка труда в ДФО

С чем связан дисбаланс системы образования и рынка труда в ДФО
Текст:  Татьяна Дорошенко (руководитель сектора «Моделирование социально-демографических процессов» ФАНУ «Востокгосплан»)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №265 (9507)
По данным портала "Работа России", число размещенных на нем вакансий в 2024 году в три раза превышает количество резюме. Особенно ярко дисбаланс проявляется в строительстве, добывающей промышленности, производстве. Коллектив авторов ФАНУ "Востокгосплан" провел исследование рынка труда и системы образования в ДФО. Результаты заставляют задуматься.
Читать на сайте RG.RU

В связи с развитием технологий и автоматизацией производства многие традиционные профессии становятся менее востребованными, а потребность в специалистах с новыми компетенциями растет. Однако система образования не всегда успевает реагировать на эти изменения. По некоторым направлениям обучения, например, "Юриспруденция" - переизбыток свободных ресурсов и выпускников. Говорящий пример: на дальневосточном рынке труда спрос на дипломированных юристов и предложение были относительно сбалансированы. Однако только в 2023 году в ДФО выпустили почти семь тысяч специалистов этого направления - и им всем не так-то легко трудоустроиться.

Особняком стоит направление "Информационные технологии". Количество выпускников этого профиля подготовки значительно превышает число доступных рабочих мест на рынке труда. Однако уровень безработицы среди IT-специалистов остается низким. Причина - растущий спрос на них, который наблюдается в связи с цифровой трансформацией экономики.

Дисбаланс системы образования и рынка труда приводит к тому, что многие дальневосточники не могут устроиться по специальности, зачастую работая за более низкую зарплату там, где не требуется высокий уровень образования. Самая большая доля работающих в соответствии с полученной профессией - в здравоохранении (90 процентов с высшим образованием и 88 - со средним специальным) и в образовании (80 и 68 процентов).

Хуже всего дело обстоит в сфере сельского хозяйства: меньше половины выпускников учебных заведений аграрного профиля работают по специальности. Это свидетельствует о необходимости пересмотра программ образования по некоторым направлениям и их адаптации к современным реалиям. Например, нужно создавать и развивать методики обучения IT в сельском хозяйстве. Использование цифровых технологий становится особенно актуальным в условиях высокой продовольственной зависимости от внешних поставщиков и нарастания потребности в экологически чистых продуктах, произведенных на территории ДФО. Так как желающих трудиться в сельском хозяйстве все меньше и меньше, будущее - за роботизированными комплексами, которые могут максимально заменить человека. А значит, потребуются сотрудники с навыками управления такими системами.

Минобрнауки открыло прием заявок на бюджетные места на 2025/2026 учебный год

Между тем есть связь между трудоустройством по специальности и формой обучения. Согласно результатам исследований, почти половина студентов, обучавшихся заочно или очно-заочно, находят применение в своей сфере. Уже то, что они, как правило, совмещают учебу с работой, предполагает наличие потребности в знаниях в конкретной области.

Зато среди студентов-очников только 18 процентов в дальнейшем работают по специальности. Это связано с тем, что на такую форму обучения поступают большей частью в 16-18 лет, когда еще не у всех сформировано четкое представление о будущей профессии. Поэтому необходимо уделять больше внимания профориентации старшеклассников.

Кроме того, на рынке труда наблюдается низкая эластичность заработной платы относительно уровня профессионального образования. Не имеющие вообще никакого получают в среднем лишь на 30 процентов меньше обладателей диплома вуза, и на четыре-пять процентов меньше тех, у кого за плечами техникум или колледж.

Это может привести к обесцениванию высшего образования. Получая его, работник не ожидает значительного увеличения заработной платы, что снижает мотивацию к обучению.

Данные по субъектам ДФО показывают, что наиболее высоко оценивается высшее образование в Чукотском АО и Сахалинской области, оно дает прирост к зарплате, соответственно, около 80 и 119 процентов. А вот в Еврейской АО ситуация на рынке труда иная: здесь высшее образование обеспечивает лишь двухпроцентную прибавку.

Еще один важный аспект, который заслуживает внимания, - возрастная дифференциация кадров на рынке труда. На том же портале "Работа России" около 40 процентов общего числа резюме приходится на категорию людей до 25 лет. С другой стороны, сотрудники предпенсионного и пенсионного возрастов могут столкнуться с тем, что их заработная плата снижается до уровня, характерного для молодых специалистов. В этой ситуации становится все более очевидной важность непрерывного обучения и повышения квалификации.

/ Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Для сокращения дисбаланса между подготовкой кадров и потребностями рынка труда в Дальневосточном регионе требуется разработка комплекса определенных мероприятий. Например, нужна интеграция в направления высшей школы программ техникумов, колледжей, училищ, чтобы студенты получали дополнительно рабочие и технические специальности. Необходима цифровизация профобразования - введение обязательных курсов по IT-дисциплинам во все программы вузов и ссузов. Должна быть проведена комплексная оценка эффективности планов и методик обучения высшего и среднего профессионального образования на Дальнем Востоке, в том числе реализуемых на бюджетной основе. Для обучающихся, имеющих работу, стоит ввести преференции, а для молодых специалистов, а также людей в предпенсионном и пенсионном возрастах, создать специальные программы адаптации.

ДФО Работа