24.11.2024 07:00
Экономика

В России выросло число жалоб на блокировку банковских счетов из-за мошенников

Текст:  Сергей Болотов
Активизация борьбы с мошенниками и их пособниками-дроперами после вступления в силу закона 161-ФЗ о приостановке подозрительных переводов не обошлась без сопутствующего ущерба. Только в первый день действия закона 25 июля одномоментно был заблокирован доступ примерно к 30 тысячам электронных средств платежа злоумышленников, включая карты и онлайн-банкинг, сообщили "Российской газете" в Центробанке. Как выяснилось, под горячую руку при этом попали и законопослушные люди, которые не были замешаны в киберпреступлениях.
Читать на сайте RG.RU

Пик роста жалоб россиян на неправомерную блокировку банковских счетов пришелся на июль-август 2024 года и был связан с усилением мер по борьбе с мошенниками, рассказал "РГ" руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута. Счета блокировали из-за попадания в базу данных о мошеннических операциях, которую ведет Банк России.

Эксперты рассказали, как не нарваться на мошенников при поиске работы

Вступивший в силу 25 июля закон 161-ФЗ обязывает банки приостанавливать на два дня любые переводы, если возникают подозрения в том, что они связаны с действиями преступников. Если после проверки человека признают дропером, то забрать свои деньги из банка он сможет только лично обратившись в отделение. При этом ему придется доказывать законность происхождения средств. Новые продукты, например, карту или кредит, банк такому клиенту открывать откажется. Откроется перед ним только перспектива уголовного преследования.

"Всплеск жалоб на неправомерную блокировку был в июле-августе. Сейчас он достаточно сильно спал благодаря тому, что существует понятная и прозрачная процедура оспаривания. Если человек не согласен с решением о блокировке его операций по закону 161, он обращается сначала в свой банк с требованием разблокировать, а если это по каким-то причинам не помогает, то уже к нам по специальной процедуре. В сжатые сроки мы его разблокируем, если он действительно добросовестный клиент", - заявил Михаил Мамута.

По словам представителя ЦБ, значительное число таких жалоб Банк России удовлетворил. Особенно часто это происходило вскоре после начала применения закона 161-ФЗ в конце июля, но затем поток жалоб пошел на убыль. "Тем не менее, в случае возникновения любой непонятной ситуации, пишите в ЦБ, мы внимательно разберемся и объясним, что делать", - обратился к россиянам Мамута.

Приостанавливать подозрительные переводы и блокировать счета необходимо для борьбы с мошенниками и их пособниками-дроперами, подчеркнул он. Эти люди, часто несовершеннолетние, сознательно или по незнанию открывают злоумышленникам доступ к своим счетам, которые затем используются в преступных целях, напомнил Михаил Мамута.

"К сожалению, это явление приобрело большой масштаб. Мы видим его широкое распространение в студенческой среде и у старших школьников, потому что банковские карты по закону можно оформить с 14 лет. Молодые люди получают карту, а потом сдают ее "в аренду" под благовидным предлогом, но на деле она попадает в руки мошенников. Тут нужна разъяснительная работа, чтобы люди очень внимательно относились к таким предложениям, ведь последствия могут быть весьма печальными. Если человек попадает в базу как дропер, то он на длительное время лишается права пользоваться платежными инструментами. Не говоря уже о том, что фактически он помогает преступникам похищать деньги у других людей", - заметил представитель ЦБ.

В Санкт-Петербурге задержаны теневые банкиры, отмывшие миллиард рублей

Неправомерная блокировка банковских счетов могла затронуть от нескольких сотен до двух тысяч человек, следует из расчетов, которые выполнила газета "Известия". Всего Центробанк получил жалобы 5,7 тыс. клиентов банков с требованием убрать их данные из базы подозрительных операций, выяснила редакция. После проверки ЦБ удовлетворил меньшую часть из этих 5,7 тыс. обращений, однако точную цифру "Российской газете" в пресс-службе регулятора не раскрыли.

"По результатам рассмотрения большинства обращений приняты отрицательные решения - основания для исключения сведений из базы данных регулятора отсутствовали, так как по операциям таких клиентов банки подтвердили признаки мошенничества", - рассказали "РГ" в Центробанке. В Службе по защите прав потребителей признали, что число случаев, когда жалобы все же удовлетворялись, не были единичными.

Сейчас проблема уже не носит массовый характер. "В ноябре количество жалоб снизилось на четверть по сравнению с пиковыми значениями. В основном обращения касаются исключения сведений о владельцах электронных средств платежа из базы данных Банка России. На их долю приходится 28% в общей массе жалоб по тематике мошенничества (за период январь-сентябрь этого года). Среди обращений встречаются и поданные от заявителей, информации о которых нет в базе данных регулятора. Здесь речь может идти о случаях, когда человек не понял причину приостановки платежа", - говорят в ЦБ.

Центробанк принял меры, чтобы случаи блокировки счетов законопослушных россиян были сведены минимуму, подчеркнули в пресс-службе ЦБ. Для этого установлен специальный порядок пополнения базы данных о мошеннических операциях.

В частности, сведения о получателе платежа попадают в эту базу на основании информации, поступающей как от банка-отправителя платежа, так и от банка-получателя платежа. По действующему законодательству банк-получатель, прежде чем направить сведения о своем клиенте в ЦБ, должен проанализировать всю информацию, которая есть в его распоряжении.

"Предоставленную банками информацию мы проверяем в соответствии с внутренним порядком и включаем в базу данных на основе определенных правил и алгоритмов. Благодаря такому подходу включение в базу данных сведений добропорядочных клиентов маловероятно", - заявили в Банке России. В целом количество жалоб потребителей финуслуг за девять месяцев 2024 года тоже снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Банк России показал телефонного кота-мошенника из мема

Часть россиян могла столкнуться с блокировкой своих счетов в результате технических ошибок, обнаруженных после начала усиления мер по борьбе с мошенниками, считают в Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ). Банки обязаны не только приостанавливать на два дня операции, имеющие признаки мошеннических, но также предоставлять в ЦБ данные о них и о счетах, куда должны поступить средства (проводить так называемые антифрод процедуры для предотвращения киберпреступлений). В ходе отладки этой работы выявляются погрешности, которые оперативно устраняются, и в итоге ошибочно попавших в базу счетов становится меньше.

"Обмен данными идет в автоматизированном режиме, для этого на стороне банка формируются машиночитаемые сообщения, которые уходят в базу ЦБ. Иногда туда попадают счета добросовестных клиентов. Например, в результате несовпадения форматов данных по счетам внутри самих банков и в базе ЦБ, избежать которого на этапе начала работы базы было технически практически невозможно. Единственное решение этой проблемы - совместно актуализировать настройки фильтров данных", - объяснил представитель АРФГ.

Общее число ошибочно заблокированных счетов оценить трудно, но такие случаи точно не были единичными, полагают в Ассоциации. "Достоверно оценить первые результаты применения мер по блокировке мошеннических счетов можно будет на основании "Обзора операций без согласия клиентов" за 3 квартал 2024 года. Этот документ выпускает Банк России. Смотреть надо в первую очередь на размер фрода (мошеннических операций) по банковским картам", - заключили в АРФГ.

ЦБ подтвердил планы запустить рэнкинг по жалобам в качестве "кнута" для банков
Банки Центральный банк