Как следует из пресс-релиза Коалиции по борьбе с доступом несовершеннолетних к табачной и никотинсодержащей продукции, в дискуссии приняли участие представители Совета Федерации, Госдумы, Роспотребнадзора, Росалкогольтабакконтроля, Центра развития перспективных технологий, Общественной палаты РФ, "Опоры России", X5 Group, отраслевых союзов и ассоциаций, медицинского сообщества, благотворительных и общественных организаций.
Какие подходы обозначились на дискуссии. Так, директор АНО "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции" Ирина Бушина в ходе своего выступления привела данные о динамике выявленных нарушений в области продажи несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции. По ее словам, их количество снижается год к году в течение четырех последних лет как для табачной (в 2021 году - 373 административных дела, в 2022 году - 260 дел, в 2023 году - 85 дел, в 1-2 квартале 2024 года - 69 дел), так и для никотинсодержащей продукции (в 2023 году - 15 дел, в 1-2 квартале 2024 года - 14 дел).
По мнению участников мероприятия, такая динамика объяснима тем, что большинство проверок затрагивают легальный бизнес, а основным источником повышенного внимания в контексте продаж несовершеннолетним подакцизной продукции остаются нелегальные точки.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов отметил действенность существующих инструментов контроля рынка табачной и никотинсодержащей продукции. Происходит обеленение бизнеса в части несетевых точек, продающих вейпы - их количество увеличилось в четыре раза по сравнению с показателями 2022 года, то есть после внедрения обязательной маркировки этой товарной категории. При этом, по его словам, доля теневого рынка вейпов, по разным экспертным оценкам, составляет более 90%.
"Для дальнейшего купирования предпосылок создания и развития нелегального рынка важно внедрить досудебные блокировки онлайн-площадок, предлагающих к продаже такую продукцию, - подчеркнул Артем Кирьянов. - Кроме того, необходимо внедрять элементы общественного контроля в систему контрольно-надзорной деятельности. Существует целый ряд позитивных практик по линии общественных советов, которые важно учитывать в рамках риск-ориентированного подхода к проверкам".
Примером такой практики может служить реализуемая в 18-ти регионах страны социальная кампания "Спасибо за отказ!", направленная на борьбу с продажей несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции. Кампания является одним из направлений совместной работы в рамках подписанного на полях ПМЭФ в этом году меморандума о сотрудничестве между Общественным Советом по проблеме подросткового курения и "Опорой России". Стороны договорились обеспечивать меры по контролю за исполнением норм регулирования в части предотвращения доступа несовершеннолетних к любой табачной и никотинсодержащей продукции.
"Чтобы увидеть результат от действующих, достаточных норм отраслевого регулирования, важно обновить подход к проведению контрольно-надзорных мероприятий. А именно - разрешить контролирующим органам проводить такие мероприятия без согласования с прокуратурой, а также предоставить им возможность инициировать дела об административных нарушениях при наличии достаточных доказательных данных от общественных организаций, предварительно установив их необходимый перечень", - заявила Анна Сорочинская, исполнительный директор Общественного Совета по проблеме подросткового курения. По ее мнению, в таком случае серый рынок начнет соблюдать законодательство, а значит, подростки больше не смогут иметь доступ к табачной и никотинсодержащей продукции.
Комментируя внедрение мер регулирования со стороны крупного бизнеса, Роман Захаров, заместитель начальника управления по взаимодействию с федеральными органами власти X5 Group, отметил, что все продавцы сети проходят инструктаж, связанный с продажей подакцизной продукции. Кроме того, при сканировании такой продукции на экране кассового аппарата возникает предупреждение о необходимости проверки возраста
По его мнению, введение ответственности для несовершеннолетних и их родителей в случае подтвержденного факта покупки или попытки покупки табачной или никотинсодержащей продукции приведет к значительному сокращению доли таких транзакций во всех видах розничных точек продаж.
Ключевым вызовом, связанным с реальным ограничением доступа несовершеннолетних к табачной и никотинсодержащей продукции, остается обеспечение контроля за исполнением действующих ограничительных норм. Участники мероприятия сошлись во мнении, что для достижения максимального эффекта важно вовремя актуализировать подходы к проведению контрольно-надзорных мероприятий.