Ведущие российские вузы готовятся к защите результатов реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет - 2030". Она стартовала в 2021 году с целью сформировать более ста современных университетов в качестве центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого с самого начала активно участвует в этой программе.
При поддержке "Приоритета" в СПбПУ ведутся прорывные научные исследования, создаются современные технологии и конкретные продукты. Но самое важное заключается в том, что в процессе этой работы у всех ее участников развиваются ценные компетенции. В результате университет воспитывает специалистов, готовых со студенческой скамьи включаться в решение важнейших задач. Это прямое участие в формировании кадрового резерва страны.
Благодаря программе "Приоритет - 2030" в Политехе созданы уже десятки передовых научно-исследовательских команд, способных опережать время. Студенты работают в них вместе с учеными, внося посильный вклад в общее дело. Приведем несколько примеров из разных областей.
Вместо десятерых в лодке
Беспилотный транспорт развивается практически во всех сферах. Летательные аппараты и автомобили без людей уже стали повседневной реальностью. Но надводные и подводные беспилотники - относительно новое направление. Такими разработками, очень важными для российской промышленности, занимаются в Центре технологических проектов Политеха.
- Мы стали работать в этом направлении еще в 2014 году, - рассказывает заместитель директора Центра Павел Булдаков. - Все началось с катеров на солнечных батареях и участия в соревнованиях. Но надо было двигаться дальше, и мы взялись за беспилотники. Постепенно наращивали компетенции, собирали команду и в итоге стали выпускать как надводные, так и подводные аппараты. Целая линейка перешла из опытных образцов в мелкую серию - более десяти единиц.
Особое место среди такой продукции занимает "Морена" - робототехнический комплекс для гидрографических и поисковых работ. Он позволяет сканировать дно водоемов и вести удаленный мониторинг подводных объектов на глубине до 300 метров.
- Это легкоразборный катамаран - два оператора могут положить его в минивэн и отправиться на исследования, - поясняет Павел Булдаков. - Причем они могут работать в минивэне, пока аппарат сканирует морское дно или собирает метеоданные. Без использования беспилотника для этого понадобится не менее десяти человек, которые должны находиться в моторной лодке или на более крупном судне, двигаясь с определенной скоростью. Беспилотные аппараты собирают данные в автономном режиме, а операторы могут сразу их обрабатывать.
Важно, что при этом используется отечественное ПО. "Морену" уже испытали во многих морях - от Балтийского до Японского.
Другой робототехнический комплекс - "Бублик Пи" - решает образовательные задачи. Он используется для учебных работ и получения навыков в схемотехнике, программировании и системном инжиниринге. С его помощью школьники и студенты получают и развивают практические навыки в робототехнике.
Студенчество активно участвует и в разработке морских беспилотных аппаратов. Более того, самые способные становятся сотрудниками Центра технологических проектов.
С 2021 года его разработки ведутся при финансовой поддержке программы "Приоритет - 2030". По словам Павла Булдакова, это значительно ускорило работу.
- Программа помогает нашему коллективу участвовать в различных выставках и искать заказчиков. С ее помощью мы закупаем комплектующие для опытных образцов техники, станки и другое оборудование. Дополнительное финансирование помогает нам расти. В этом году мы показали самый высокий результат по сравнению с предыдущими, - отмечает заместитель директора Центра.
Искра науки
"Индивидуальная исследовательская траектория для талантов бакалавриата" - этот проект напрямую нацелен на развитие научного потенциала и кадрового резерва. Благодаря нестандартному подходу к обучению студенты Политеха уже на первом курсе получают возможность соприкоснуться с настоящей наукой, а на втором становятся полноправными участниками исследований.
- Мы создаем бесшовную технологию вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность, - поясняет руководитель проекта директор Института физики и математики СПбПУ Павел Захаров. - Многие талантливые ребята, поступившие в наш вуз, стремятся сразу попробовать себя в науке. Сегодня в школах реализуются программы, связанные с проектной деятельностью учащихся, в которых есть и научная составляющая. Для того чтобы эта нить не прерывалась, мы даем первокурсникам возможность выхода на исследовательскую траекторию.
Проект делится на три этапа. В нем участвуют не только студенты, но и молодые преподаватели.
Первый этап рассчитан на тех, кто только собирается сделать первый шаг в исследовательский мир. Введение в науку реализуется через программы дополнительного профессионального образования (ДПО). Сначала студентам за 18 академических часов объясняют азы: что такое научная деятельность, публикационная активность, наукометрические показатели, плагиат и антиплагиат, этика научной деятельности и так далее.
Если после вводного курса студент понимает, что он на правильном пути и готов идти дальше, его ждет 36-часовая программа ДПО "Развитие компетенций в научно-исследовательской деятельности". На втором этапе с ним уже занимаются преподаватели фундаментальных дисциплин - физики и математики. Они набирают студентов в свои проекты для работы в мини-группах или в индивидуальном порядке. Здесь уже все серьезно: наставники привлекают вчерашних школьников к решению своих научно-исследовательских задач.
- В этом году один из студентов вошел в состав коллектива, получившего гранты Российского научного фонда и научного фонда Санкт-Петербурга. Он начал участвовать в нашем проекте на первом курсе, а на втором под него уже закладывалась посильная научная задача. Это результат индивидуального подхода. Главное - показать талантливым ребятам направление и чуть-чуть их поддержать. А когда от искры науки у них загораются глаза, они уже сами активно этим занимаются, - отмечает Павел Захаров.
Но для вовлечения студента в науку нужен преподаватель, который ему в этом поможет. Подготовке таких наставников посвящен третий этап проекта, и он рассчитан не только на потребности СПбПУ. Сейчас в университете проходят обучение 26 преподавателей из разных регионов России.
Проект для талантливых студентов реализуется в Политехе второй год. Сначала это была просто добровольческая работа, а в 2024 году она вышла на новый уровень в рамках программы "Приоритет - 2030". Теперь проектом занимается постоянная команда из семи человек. В этом году им заинтересовались многие первокурсники. Развивается и межвузовское взаимодействие.
Современные образовательные и кадровые задачи не решить методами прошлого века. Нужны новые творческие подходы, способные заинтересовать и студентов, и преподавателей. "Траектория" - как раз об этом.
Кампус в "цифре"
При поддержке программы "Приоритет - 2030" создается виртуальная цифровая экосистема "МетаКампус Политех". Она включает в себя информационную модель университетского кампуса, а также базы данных и системы сервисов для управления вузом. В работу вовлечены примерно две тысячи студентов - проект занимает одно из первых мест по этому показателю.
Как известно, огромный кампус Политеха - целый город в городе: свыше 500 тысяч квадратных метров, более 170 зданий и 15 тысяч помещений. Все это надо с точностью внести в цифровую модель.
- Работа над проектом началась два года назад, - рассказывает его руководитель, директор Инженерно-строительного института СПбПУ Марина Петроченко. - На данный момент замоделировано более 70 процентов площадей капитальных объектов: учебные и лабораторные корпуса, общежития, спорткомплекс, столовые и другие здания. Разработана цифровая модель территории основного кампуса. На основе комплексной информационной модели разрабатываются цифровые сервисы. Они направлены на оперативное управление имущественным комплексом университета, пожарной безопасностью, производством ремонтных работ, навигацией по кампусу, бронированием аудиторий и так далее.
Цифровая модель сделает управление кампусом проще и эффективнее. Оно будет основано на объективных данных, а это как раз то, что нужно для грамотных управленческих решений.
По словам Марины Петроченко, "МетаКампус Политех" не имеет аналогов и отличается междисциплинарностью. Он позволяет студентам различных специальностей, преподавателям и исследователям университета на практике продемонстрировать свои компетенции.
Участие студентов в проекте "зашито" в образовательный процесс. В результате у них формируются практические навыки, востребованные на рынке труда строительной отрасли. В рамках проекта по созданию виртуального кампуса участвуют не только будущие строители, но и студенты других направлений подготовки. Все студенты занимаются реальной проектной работой, где каждый отвечает за результат.
- Организация и координация большого количества участников стали самой сложной частью проекта, - отмечает директор Инженерно-строительного института. - Кроме того, мы столкнулись с таким вызовом, как уход зарубежных вендоров ПО с российского рынка. В какой-то момент работа была парализована из-за отключения от зарубежных сервисов. Но мы справились. На помощь пришли российские вендоры - они предоставили все необходимое ПО на бесплатной основе.
В октябре этого года проект "МетаКампус Политех" занял первое место в номинации "Лучшая практика управления кампусом" по итогам марафона достижений университетов - участников и кандидатов программы "Приоритет - 2030". Политехники также получили за эту работу премию правительства Санкт-Петербурга в области научно-образовательной деятельности.
- Благодаря проекту мы стали более тесно работать с городом - помогаем его районам решать похожие задачи. Проект притягивает и школьников, для которых мы разрабатываем обучающий курс по информационному моделированию. А самый главный результат заключается в том, что "МетаКампус Политех" помог нам собрать междисциплинарную команду исследователей и преподавателей-наставников, потенциал которых уже позволяет выходить на реальных заказчиков и большие научно-исследовательские проекты, - говорит Марина Петроченко.
Кадры - главный стратегический актив
Программа "Приоритет - 2030" стала для Политеха важным инструментом, позволяющим решать сложные и интересные задачи для страны, отмечает и. о. проректора СПбПУ по перспективным проектам Мария Врублевская.
- Наши команды создают уникальные технологии и разработки для реального сектора экономики, обеспечивают не только импортонезависимость, но и технологическое лидерство страны по определенным направлениям. Однако ценность этой работы выходит далеко за рамки конкретных изобретений. Главным стратегическим активом, который мы формируем в процессе реализации проектов, являются лидеры и инженерно-исследовательские команды. Мы активно вовлекаем молодежь в работу над реальными задачами, что позволяет им на практике использовать свои навыки и компетенции. Это не просто обучение - это создание "инженерного спецназа", готового к вызовам современности. Студенты и молодые специалисты получают возможность погружаться в атмосферу инноваций, работать в команде с опытными профессионалами и вносить свой вклад в значимые проекты, - подчеркнула Мария Врублевская.
"Приоритет - 2030" также играет важную роль в профессиональном развитии сотрудников университета. Создаются условия для их постоянного роста, они могут проявить себя в решении сложных задач и создании прорывных продуктов.
- Не секрет, что крупнейшие технологические корпорации соревнуются между собой за талантливых сотрудников. Университет идет в ногу со временем и создает все условия для трудоустройства высококвалифицированных специалистов. Это необходимо для того, чтобы лучшие специалисты оставались в орбите университета, передавали знания от поколения к поколению. Это наш вклад в будущее России: мы уверены, что именно через развитие человеческого капитала можно достичь значительных успехов в технологическом прогрессе и экономическом развитии, - подытожила Мария Врублевская.