При этом, за исключением слухов в западных СМИ, сейчас отсутствуют утвержденные планы массированных поставок таких систем, как ATACMS, Storm Shadow и подобных, на вооружение ВСУ. Удар был произведен тем, что было в наличии, а это небольшое количество. Да и наши системы ПВО, расположенные в Брянской и Курской областях, отразили удар и минимизировали ущерб.
В продолжение этой темы недавно прошло выступление главы военного комитета НАТО адмирала Роба Бауэра о необходимости нанесения превентивных ударов высокоточным оружием по территории России.
На первый взгляд, это может выглядеть и звучать устрашающе, но в этом заявлении есть очевидные нестыковки. В частности, Бауэр отметил, что "грамотнее не ждать, а нанести удар по пусковым установкам РФ в случае ее нападения". С одной стороны, превентивный удар - это упреждающее нападение, направленное на срыв возможных действий противника. А с другой - призыв Бауэра акцентирует внимание именно на ударе, который должен последовать после определенных действий России. То есть, несмотря на это "громогласное" заявление, НАТО все равно будет принимать решение в отношении использования высокоточного оружия в больших масштабах лишь в тот момент, когда возникнет прямая угроза полномасштабного конфликта. Ну и не будем забывать, что через две недели сам Бауэр уходит в отставку, и его слова уже можно рассматривать как личное мнение.
В недавно опубликованных Основах государственной политики в области ядерного сдерживания четко прописано, что поступление информации о массированном взлете средств воздушного нападения наряду с воздействием противника на критически важные государственные или военные объекты РФ, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил, являются условиями для применения ядерного оружия. Это прекрасно понимают на Западе. И это понимание в определенном смысле должно сдержать НАТО от необдуманных действий эскалирующего характера. Кроме прочего, их политики и эксперты изучают нашу доктрину гораздо больше и тщательнее, чем ее исследуют в России. Это говорит о многом.
В стратегии НАТО высокоточные удары - это лишь часть тех действий, которые предпримет альянс для "сдерживания Москвы". Важным компонентом в этой комбинации будет расширение сети систем ПВО/ПРО в Европе. Об этом было заявлено в 2022 году, однако пока существенных результатов не предвидится. В Европе действуют две наземные базы ПРО в Румынии и Польше, и четыре эсминца с аналогичными системами курсируют в Средиземном море. Эти системы имеют ограниченную эффективность, а скорость и количество перехватчиков слишком мало для планирования действий против России.
Минобороны показало обломки ракет ATACMS в Курской областиИзначально эта система создавалась для отражения атак со стороны неких государств Ближнего Востока, а именно со стороны Ирана. Переоборудовать эти системы, нарастить их количество и качество, объединить возможности по перехвату разных типов целей альянсу не удается. Да, недавно были ограниченные поставки ПВО в страны Восточной Европы и Прибалтику, и на Украине также развертываются западные системы. Но, повторюсь, в Европе на данный момент нет такого плотного щита, который позволял бы НАТО с уверенностью нанести превентивный удар и с легкостью отразить системами ПВО/ПРО ответный удар России. Пока все ограничивается угрожающей риторикой.
Россия делает достаточно для того, чтобы избежать крайней эскалации: четко показывает свои красные линии, регулярно обновляет основы государственной политики в области ядерного сдерживания, демонстрирует готовность к ответу на вмешательство НАТО в конфликт на Украине.