Рост продолжится и в 2025 году, но уже не с такой высокой скоростью, и его драйвером станет производственный сектор, который продолжит активно инвестировать в технологии и интернет-маркетинг и выходить в сегмент электронной коммерции. Такие данные приводятся в последнем исследовании "Рейтинга Рунета".
Российский рынок цифровых услуг сегодня очень неоднороден: одни сферы экономики увеличивают расходы, другие, наоборот, сокращают. Отличается и структура инвестиций в разных отраслях - для одних компаний и организаций актуальнее интернет-продвижение, для других - разработка мобильных приложений, третьим важна автоматизация бизнес-процессов.
По среднему чеку лидируют страховые компании (в среднем 50 млн рублей на цифровые услуги в год), беттинговые компании и лотереи (27,9 млн рублей), а также банки (23,9 млн рублей).
"Лидерами по расходам на цифровые услуги остаются торговые компании, особенно розничный сегмент, так как в отрасли продолжается активный процесс импортозамещения. Ритейл как одна из самых технологически развитых отраслей оказался в непростом положении после ухода из страны зарубежных вендоров ПО. В компаниях был установлен широкий стек западных бизнес-критичных систем, включая ERP и CRM, сбои в работе которых грозили остановкой критически важных внутренних процессов", - говорит партнер и заместитель генерального директора "КОРУС Консалтинг", основатель платформы Sellty Мария Бар-Бирюкова.
Однако наибольший рост инвестиций в "цифру" показало производство резиновых и пластмассовых изделий (+110%), строительство инженерных сооружений (+99%), фармацевтика (+96%), туризм (+92%) и культура (+81%). В число категорий с наименьшими затратами вошли кадровые агентства, производство "прочих транспортных средств и оборудования", обслуживание зданий и территорий, водоснабжение и обработка сточных вод.
Очевидно, что компании и организации из некоторых перечисленных категорий испытывают гораздо меньшую потребность в цифровизации и интернет-маркетинге, чем представители торговли или финтеха. При этом эксперты отмечают, что траты на цифровые сервисы напрямую не связаны с финансовыми возможностями компаний. Так, согласно данным исследования, в топ-10 аутсайдеров по расходам вошли, кроме уже упомянутых кадровых агентств, ветеринарные клиники. При этом ни та, ни другая отрасль не кажутся самыми бедными. А вот общественные организации, у которых, как считают многие, нет ресурсов на услуги IT-подрядчиков, наоборот, обогнали перечисленные отрасли и в итоге не вошли в антирейтинг.
Эксперты объясняют рост расходов на цифровые услуги комплексом причин. Во-первых, инфляция стимулировала повышение цен на услуги. Во-вторых, появление новых технологий, таких как искусственный интеллект и машинное обучение, потребовало от компаний дополнительных инвестиций. Существенную роль сыграл эффект низкой базы: после введения санкций в 2022 году многие компании сократили расходы на цифровизацию, маркетинг, рекламу и уменьшили другие траты, не относящиеся к их основной деятельности, но в 2023-204 годах компенсировали упущенное.
Генеральный директор CorpSoft24 Константин Рензяев отмечает: "Наши собственные расходы на цифровые сервисы по отношению к прошлым годам совпадают с выделенными в исследовании трендами". А партнер и исполнительный директор "1С ПРО Консалтинг" Николай Мокрецов считает, что в целом отраслевые бюджеты и расходы на IT-услуги даже выше, чем приводятся в исследовании.
По мнению операционного директора "Рейтинга Рунета" Анатолия Денисова, в 2025 году расходы компаний на цифровые услуги увеличатся на 10-20%, что ниже прогнозируемых темпов 2024 года - 15-30%. Говоря о причинах замедления роста расходов в следующем году, эксперт отмечает, что компании, особенно крупные и те, кто сильно зависит от цифровых каналов продвижения и коммуникации с клиентами, будут стремиться решать все больше задач внутри своего корпоративного периметра. В особенности это касается тех, кто развивает свои цифровые продукты.
"Высокие значения ключевой ставки и, как следствие, удорожание кредитов сокращают возможности бизнеса для создания и продвижения новых цифровых продуктов, - говорит Денисов. - При этом стагнация или снижение расходов на цифровые услуги не предвидятся, потому что в свете налоговой реформы в 2025 году расценки на услуги подрядчиков, которые до изменений не являлись плательщиками НДС, вырастут. Стоимость цифровых услуг также напрямую связана с заработной платой сотрудников, которая постоянно растет и продолжит расти в следующем году".
Согласно исследованию РАЭК "Экономика Рунета", ожидается, что по итогам 2024 года российская интернет-экономика вырастет на 40% и увеличится в объемах до 23,8 трлн рублей. Главным драйвером роста, как и в предыдущие годы, станет сегмент электронной коммерции (40%). Рост сегмента интернет-рекламы и маркетинга составит 35%, сегмент инфраструктуры увеличится на 30%, а сегмент цифрового контента - на 25%.