Чья затея?
Напомню, джаз придумали в бедных кварталах Нового Орлеана (США) в начале прошлого века. Меньше чем за два десятка лет музыка стала считаться элитарной. При этом, как доказали ученые, прослушивание музыки, и особенно джаза и классики, благотворно влияет на интеллектуальные способности. Расширить кругозор столичных школьников, а заодно сделать их богаче интеллектуальнее, поможет новый проект, который курируют специалисты Московского центра воспитательных практик департамента образования и науки и джазмен Петр Востоков. "Основная задача проекта - воспитательная, - рассказывает руководитель Московского центра воспитательных практик Мария Андрианова. - Сейчас в школах уделяется большое внимание воспитанию детей, в том числе эстетическому. Именно поэтому такое большое количество различных творческих конкурсов в учебной программе, много творческих студий в самих школах". Этот проект должен познакомить с хорошей музыкой, научить ее чувствовать, воспринимать.
Кого будут учить
Программа рассчитана на учеников 7-11-го классов, но со временем могут и расширить аудиторию. Знакомство с джазом будет происходить каждый понедельник в 15.00, но не в каждой школе. Школы уже выстроились в очередь, чтобы провести у себя такой урок. До мая планируется провести их три десятка и охватить более 6 тысяч учеников. Так, первой свой конференц-зал предоставила школа N 1514. "На первый урок знакомства с джазом в большой зал собрались более 300 учеников, причем треть ребят - ученики школ на юго-западе, - рассказала Мария Андрианова. - Слушали ребята не отрываясь, более того, инициативная группа подготовила даже мини-танцевальную зарисовку перед уроком. Это было приятно". Как рассказал Петр Востоков, такие встречи можно назвать концертами-лекциями, поскольку это образовательный проект. "Выглядит он так. Наш биг-бэнд (около 20 музыкантов) приходит с инструментами. Настраиваемся, потом вживую играем знакомые для ребят мелодии, например те же "Подмосковные вечера", "Спят усталые игрушки" и прочее. Но играем их не в привычной, а джазовой аранжировке, - рассказывает Петр Востоков. - Между композициями рассказываем об основных инструментах: о контрабасе - который отвечает за ритмический рисунок, о противостоянии саксофона другим духовым инструментам, о роли гитары. Рассказываем о мировых исполнителях джаза - Луи Армстронге, Джордже Гершвине, отечественных исполнителях Олеге Лундстреме, Леониде Утесове". Он отметил, что если после таких уроков ребята пойдут слушать джаз, а еще лучше - его играть, то, значит, проект достиг своего.
Артерия художественная
Помимо музыки дополнительные творческие уроки у ребят будут связаны и с визуальным творчеством. Поможет в этом открытый в октябре проект - "АРТтерия". Знакомить ребят с творчеством будут современные художники и искусствоведы. А чтобы было проще понять, что такое современное искусство, ребята, вооружившись красками, палитрами и мольбертами, будут участвовать вместе с художниками в пленэрах, а потом и в арт-олимпиаде. Одним из участников проекта выступает иллюстратор Петр Скляр. "Я рассказываю ребятам о современном изобразительном контенте, о связи изобразительного искусства и фольклора, - говорит Петр Скляр. - Для пленэров пока время не подходит. Поэтому, как только потеплеет, отправимся на запланированные: "Архитектурный скетч", "Линии и пространства Москвы", "Пейзаж у воды" и многие другие". Интересно, что в финале проекта ребята смогут принять участие в выставке современного искусства "18-", соорганизатором которой выступает Государственная Третьяковская галерея.
С прошлого года в столице активно развивается содружество школьных театров. Сейчас в проекте участвуют 22 тысячи обучающихся. Ребята совместно с учителями не только ставят сами спектакли для своих сотоварищей, но и приглашают на школьные подмостки режиссеров и актеров профессиональных театров для мастер-классов.
Еще один популярный проект, в котором принимают участие более 300 тысяч школьников, - "Кино в московской школе". Он знакомит с наследием отечественного кинематографа. Сопровождаются показы рассказами о создании картин, обсуждением увиденного. Часто на такие встречи приглашают кинокритиков, актеров, продюсеров.
Школьники и студенты смотрели такие известные картины, как "Иван Грозный", "Броненосец Потемкин", "Дикая собака динго", "Судьба человека", "Александр Невский", "Повесть о настоящем человеке", "Два капитана" и др.
Gorizonty.mos.ru - расписание творческих лекций и занятий (все они бесплатны, часть онлайн).
Mcvp.ru - Московский центр воспитательных практик.