Как заявил накануне премьеры худрук Приморского драматического театра имени М. Горького, народный артист РФ Ефим Звеняцкий, "заполнение репертуара произведениями русской классической литературы - важная часть репертуарной политики". В театре идет постановка по рассказам Чехова, теперь и Пушкин, в перспективе - спектакль по произведениям Лермонтова.
Художник-постановщик Андрей Климов (Москва), с которым театр сотрудничает давно, предложил привлечь молодых режиссеров Максима Иванова и Марину Ведяскину.
- Они из новой плеяды режиссеров образованных, тонко разбирающихся в сути того, над чем работают. Они не боятся обыгрывать костюмы, декорации, детали на сцене, не боятся зрелищности. Времена минимализма в театрах проходят, чему я очень рад, - прокомментировал Андрей Климов.
Идея поставки режиссеров вдохновила. По словам Максима Иванова, они обучались в Российском университете театрального искусства (ГИТИС), в творческой мастерской народного артиста РФ Александра Галибина и режиссера Игоря Яцко, и им довелось часто соприкасаться с творчеством Пушкина.
У поэта в основе сюжетов четырех одноактных пьес - человеческие страсти (любовь, ненависть, скупость, зависть). Режиссеры оставили за кадром тему скупости, объединив в единый сюжет пьесы "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы".
- Пушкин - не драматург, он писал "Маленькие трагедии" для чтения в литературном салоне, то есть драматическая форма - некий литературный прием. Мы решили инсценировать атмосферу аристократического салона, как-то оживить текст, чтобы это было не просто чтение стихов, создать некий мост между сценой и зрительным залом, - рассказал о замысле Максим Иванов.
Центральные фигуры постановки - Моцарт и Сальери. На сцене они сидят на противоположных концах длинного стола, а их гости пируют, веселятся и грустят, разыгрывая сюжеты из "Маленьких трагедий", где царит то любовь, то ненависть, то зависть… Из уст героев звучат слова "Юность любит радость", и, по словам режиссеров, это девиз спектакля. Именно такого - юного, радостного, нескучного, неназидательного и нехрестоматийного - Пушкина они увидели и захотели донести свой взгляд до зрителей.
После просмотра спектакля мнения разделились. Кому-то понравилось, как авторы инсценировки "элегантно, по-эстетски (в лучшем смысле слова), филигранно соединили три истории в одну, то переплетая, то разводя их в стороны". Те, кто помнит классические постановки и накал страстей героев Пушкина в блистательном трехсерийном фильме Михаила Швейцера, где Моцарта играл Валерий Золотухин, Сальери - Иннокентий Смоктуновский, а Дона Гуана - Владимир Высоцкий, были категоричны: "Это не Пушкин!". Так что Александр Сергеевич, действительно, жив. Наверняка, многим захотелось перечитать "Маленькие трагедии" и увидеть на внутреннем экране своего Пушкина.