26.11.2024 08:34
Калининградская область

"Автотор" встречает 30-летие перестройкой производства и новыми инвестпроектами

"Автотор" встречает 30-летие перестройкой производства и новыми инвестпроектами
Текст:  Светлана Песоцкая (Калининградская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №268 (9510)
Локомотив калининградской промышленности и один из лидеров российского автопрома - "Автотор" - отмечает 30-летие. Предприятие стало пионером в производстве автомобилей иностранных брендов, пришедших в Россию в 90-е и занявших лидирующие позиции на российском рынке, выстояло в серьезных кризисах. Как автоконцерн живет и развивается сейчас, под бременем санкций, после ухода западных и южнокорейских партнеров?
Газовый автомобиль BAIC U5 PLUS с ручным управлением для маломобильных граждан. / Архив "Автотор"
Читать на сайте RG.RU

- За прошедшие годы мы наработали уникальный опыт, который позволил создать в Калининграде современное высокотехнологичное производство, освоить необходимые компетенции, внедрить лучшие международные практики и даже стать крупнейшим в мире контрактным автопроизводителем по количеству моделей, одномоментно выпускаемых на одном производстве, - подчеркивает председатель Совета директоров ООО "Автотор Холдинг" Валерий Горбунов.

Именно этот профессиональный багаж, отмечают в руководстве компании, помогает преодолевать все шторма, которые переживает предприятие, в том числе на фоне глобальных трансформаций на политической арене. В 2015 году - уход из России концерна GM, продукция которого занимала более половины объема производства. Серьезное проседание рынка в период пандемии COVID-19. Одномоментный уход сразу всех иностранных партнеров - BMW, KIA, Hyundai - в 2022 году.

Все эти потрясения в разные годы подкосили "Автотор", но не сломали, а заставили перегруппироваться и двигаться дальше. В течение года заключены контракты с новыми партнерами, производство полностью переориентировалось на выпуск новой продукции. Компания сосредоточилась на инвестициях в новые проекты, направленные на обеспечение технологической независимости, выпуск критически важных компонентов. А главное, как считает руководство концерна, удалось сохранить квалифицированные кадры, избежать увольнений.

Сегодня на производстве в микрорайоне имени Космодемьянского шумно и людно, завод активно перестраивается под новые задачи. В цехе сварки, где прежде работало пять линий по сварке кузовов, сейчас снова оживление - полным ходом идут строительно-монтажные работы, укрепляется пол под установку новых сварочных кондукторов, часть оборудования перенастраивается под работу новых линий. Уже в начале следующего года обновленный цех сварки будет введен в работу. Продолжается строительство нового корпуса окраски на 100 тысяч кузовов. "Автотор" выполняет взятые обязательства по углублению технологии и готовится возобновить производство по полному технологическому циклу (сварка, окраска, сборка). Легковые автомобили пяти новых брендов, которые здесь выпускаются, - BAIC, KAIYI, SWM, Forthing, Jetour, - хотя уже и не редкость на калининградских улицах, но пока не совсем привычны на слух. А те, кто работает на предприятии, уже давно адаптировались и не только освоили выпуск более двадцати новых моделей за год, но и приступили к подготовке производства части из них по полному циклу.

- Фактически многое сейчас отстраивается заново - это и производство, и логистика, и все бизнес-процессы, но благодаря накопленному опыту есть уверенность в результате, - поясняет Валерий Горбунов. - За короткий срок мы прошли трудный путь от возобновления работы полностью остановленного завода до вывода на рынок и запуска продаж абсолютно новых для России брендов. С нуля была выстроена работа дистрибьюторских компаний и структур, отвечающих за продвижение брендов, послепродажное сервисное и гарантийное обслуживание, создана сеть из 250 дилерских предприятий во всех регионах страны. Сформирован качественный модельный ряд во всех сегментах рынка, особенно в освободившихся нишах, и освоено производство широкой линейки продукции, используя опыт и компетенции в области многобрендового и многомодельного производства, который на протяжении многих лет является неоспоримым конкурентным преимуществом "Автотора". В планах - увеличение доли выпускаемой продукции по полному циклу до 80 процентов к 2030 году, постепенное, поэтапное восстановление привычных объемов производства в соответствии с потребностями рынка.

Планы эти выглядят вполне реальными, если увидеть, как активно строятся 14 заводов по производству автокомпонентов в рамках СПИК - специального инвестиционного контракта, подписанного с Минпромторгом РФ и правительством Калининградской области. Это целый кластер, который обеспечит не только локализацию производства и перспективы предприятия, но и вклад в укрепление технологического суверенитета страны: заводы по производству тяговых электродвигателей, тяговых батарей, редукторов, электронных систем управления, двигателей внутреннего сгорания, систем выпуска отработавших газов, автосидений, пластмасс, оборудования и оснастки, автокомпрессоров кондиционера, техсредств реабилитации для инвалидов. Кроме того, собственное литейно-механическое производство: заводы цветного, черного и стального литья с механической обработкой. А еще - предприятие по производству компактных электромобилей, в том числе для маломобильных групп населения: "Автотор", помогая Янтарному краю превратиться в регион развития экологически чистого транспорта, освоил выпуск пассажирских электромобилей под собственным брендом "Амберавто" и коммерческих электромобилей Brock.

Первые двести "Амберавто" модели А5 успешно эксплуатируются в регионе - из них сформирован парк сервиса электротакси, быстро ставший популярным. Концерн продолжает работу над созданием компактного электромобиля на базе собственных разработок.

- Сегодня наша команда работает над тем, чтобы сделать собственный электромобиль не только технологически независимым, но и доступным, обеспечить максимально высокий уровень локализации будущей линейки, выпускать модификации электромобилей в сегменте, доступном для широкого круга потребителей, - отмечает директор Инновационно-технологического центра "Автотор" Владимир Чапля. - Этот продукт будет востребован в сервисах такси, каршеринга, службах доставки. Пилотные образцы планируем представить уже в конце года. За счет развития собственного производства компонентой базы и привлечения максимального количества российских поставщиков будет обеспечена высокая локализация этого продукта - на уровне 90 процентов.

Еще одно перспективное и экологичное направление - газомоторные автомобили. Совместно с "Газпром Газомоторные системы" и "Газпром газомоторное топливо" разработана технология конвейерного производства автомобилей на метане с использованием газобаллонного оборудования. Выпущена пилотная партия на базе модели BAIC U5 plus. Технология применена и на модели SWM G01. Также осваивается выпуск автомобилей для маломобильных граждан. Во время Петербургского международного газового форума в октябре 2024 года калининградский автопроизводитель презентовал седан BAIC U5 PLUS на газе и с ручным управлением. Этот учебно-экзаменационный автомобиль для обучения маломобильных граждан передан ДОСААФ для тестовой эксплуатации.

На "Автоторе" не только освоили выпуск более 20 новых моделей за год, но и приступили к подготовке производства части из них по полному циклу

- Важно, чтобы эти люди, героические люди, не были оторваны от жизни и имели возможность передвигаться на личном транспорте. Мы сделали автомобили с ручным управлением разной вариации. "Автотор" и дальше будет развивать эти направления. У нас есть планы по созданию более широкой линейки моделей, чтобы у людей была возможность выбора, - отметил Валерий Горбунов.

Практику "зеленого перехода" по-калининградски продолжает и проект с рабочим названием "ремоторизация": замена двигателя внутреннего сгорания на электросиловую установку на автомобилях, уже находящихся в эксплуатации.

- Продление жизни автомобиля заменой двигателя на электрическую, газовую или гибридную силовую установку, как показал первый опыт "Автотора", вполне возможно, - отмечает директор по ремоторизации ООО "Автотор Холдинг" Дмитрий Чемакин. - Наш первый образец ремоторизированного коммерческого автомобиля успешно прошел все испытания. Для серийного применения типовых решений в рамках программы ремоторизации необходима комплексная правовая поддержка. И эти вопросы также прорабатываются. Эта технология дает возможность обновить парк автотранспорта, снизить углеродный след и существенно уменьшить затраты на эксплуатацию и запчасти.

От первого лица

Владимир Щербаков, основатель "Автотора":

- На протяжении 30 лет своей истории "Автотор" неуклонно следовал философии движения вперед. Мы осваивали и совершенствовали технологию производства, создавали в сотрудничестве с партнерами новый облик автомобильного рынка страны, наращивали компетенции, внедряли и адаптировали лучшие практики автомобильного производства, которые используем сейчас. Благодаря этому продукция нашего предприятия заслужила доверие среди потребителей, уверенных в ее надежности и качестве. Мы отмечаем наш юбилей с четким осознанием, что останавливаться нельзя. И пройденный нами путь, и все, чего на нем удалось достичь, доказывает, что нашей команде по силам решение задач любой сложности.

Важно

За прошедшие годы "Автотор" освоил производство более 200 моделей автомобилей. В создание производственного комплекса привлечено более 920 миллионов евро инвестиций. Деятельность крупнейшего товаропроизводителя и налогоплательщика Калининградской области привлекла свыше 700 миллиардов рублей налоговых отчислений в бюджет государства и обеспечила занятость более 30 тысяч человек, в том числе на смежных производствах.

Калининградская область