Директор музея Наталья Петрова отметила, что открытие экспозиции приурочено к 130-летию со дня рождения человека-легенды Ивана Папанина, начальника СП-1, который в дальнейшем, в самое тяжелое для страны военное время возглавлял Главсевморпуть.
Кстати, первый директор музея, известный полярный исследователь Николай Пинегин познакомился с Иваном Папанином еще в 1931 году на борту ледокола "Малыгин" во время необычной поездки на Землю Франца-Иосифа, организованную по инициативе "Интуриста" как ответ на турпоездки на норвержский Шпицберген.
Наталья Петрова рассказала собравшимся, что в музей, в основном благодаря Арктическому и антарктическому научно-исследовательскому институту, поныне поступают подлинные артефакты, рассказывающие об освоении Севера, и каждый из них является живым свидетелем происходящих событий.
Прорыв, произошедший за 85 лет, действительно поражает. Скромная палатка, в которой на протяжении девяти месяцев дрейфовали четверо папанинцев - и современный, яркий и комфортабельный корабль - Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс", оснащенный новейшим оборудованием. Конечно, не сам корабль (он сейчас на просторах Северного Ледовитого океана), а его макет. Но макет выполнен очень хорошо, что подчеркнул Кирилл Фильчук, начальник СП-41. Так что любой человек, который теперь придет в музей, может получить представление о том, как было и как теперь стало.
- Может быть у кого-то путь в Арктику начнется именно с посещения музея, - отметил Кирилл Фильчук. Кстати, он тоже поделился с музеем личным экспонатом - фирменной одеждой полярника с эмблемой СП-41.
В Музее Арктики и Антарктики представили экспедиционный дневник журналиста РГ"РГ" задала вопрос о том, что и сейчас широкой публике известна СП-1 (то есть папанинцы). О других СП знают в основном специалисты.
- Такое положение вещей у меня вызывает удивление. Дрейфующие станции - масштабный проект, который в нашей стране реализовывался на протяжении более семидесяти лет. Больше ни одно государство в мире не могло себе такого позволить. В Арктике дрейфовало одновременно до нескольких станций. Кроме того, работали воздушные высокоширотные экспедиции "Север". Сетью точек наблюдений был покрыт весь арктический регион. Был собран уникальный материал, на основе которого были сделаны аналитические выводы и обобщения, кардинально расширившие наши представления о протекающих в Северном Ледовитом океане природных процессах. К сожалению, система начала разваливаться вместе с распадом СССР, и Арктика, прежде всего Центральный арктический бассейн, стала "белым пятном". Теперь, есть надежда, началась эпоха восстановления, - сказал начальник СП-41.
Директор Северо-Западного филиала "РГ" Анжелика Гурская подчеркнула, что идея соединить в одной экспозиции прошлое, и даже не настоящее, а будущее арктических исследований (судно "Северный полюс" рассчитано на 35-40 лет эксплуатации) - очень своевременная и правильная. Она рассказала собравшимся о том, что и в профессии журналиста есть место романтике, приведя в пример экспедиции СП-41 и СП-42, в которых участвовала обозреватель газеты Татьяна Тюменева. Конечно, это нельзя сравнивать с подвигом, который совершили и совершают полярники. Тем не менее достаточно сложно быть долгое время вдали от дома, с плохой связью и заниматься все время только работой.
- Журналист вела дневники онлайн, которые выходили в газете, - и на СП-41, и на СП-42. Рукописный дневник мы передали в дар музею, как и флаг с СП-41. В экспозиции представлен и флаг с СП-42 с подписями полярников, в том числе начальника СП-41 Кирилла Фильчук, начальника дрейфующей сейчас СП-42 Александра Ипатова, начальника Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института Владимира Соколова, - уточнила Анжелика Гурская, отметив, что арктическая тема настолько захватила журналиста, что Татьяна уже рвется в следующую экспедицию.
Художник, автор макета "Северного полюса" Константин Брилевский рассказал, как работал над созданием такого, достаточно сложного макета (выполнен с учетом достаточно мелких деталей, даже снежные хлопья застыли на корпусе судна). Но самой трудоемкой частью оказался необычная носовая часть ЛСП. Корабль имеет яйцевидную форму (но кому-то корабль больше напоминает кита).
- Поражает "Северный полюс", наши атомные ледоколы. Это гордость России, - отметил художник.
А завораживающие северные пейзажи теперь посетители музея смогут посмотреть с помощью очков виртуальной реальности.
Экспозиция, представленная в музее, будет работать на постоянной основе. Артефакты будут добавляться.