Так, по данным "Нильсен", продажи вязкого детского питания за год (по сентябрь 2024 года) выросли на 15,8% в натуральном выражении. По данным исследовательской компании NTech, продажи детского питания за три квартала 2024 года выросли на 18% в натуральном выражении и на 22% - в деньгах по сравнению с тем же периодом 2023 года. В Gradus Retail Index говорят, что в первом полугодии 2024 года максимальный рост продаж в деньгах в торговых сетях наблюдался у молочных каш (+32,3%) и смесей (+24,7%), фруктовых (+23,9%) и мясных пюре (+19,4%), соков (+16,5%). При этом, например, на каши цены за этот период даже немного снизились (на 0,7%).
Такая динамика объясняется увеличением доходов населения и восстановлением спроса на категорию. При этом детским питанием кормят не только малышей - его дают с собой в школу старшим детям, взрослые люди также покупают его как полезный и вкусный перекус на работе или дома, поясняют в "Нильсен".
Директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов отмечает, что в России в целом продолжается устойчивый рост рынка продуктов питания из-за увеличения доходов населения. Рост продаж детского питания вызван сразу несколькими причинами. Во-первых, увеличивается спрос со стороны родителей - они могут позволить себе чаще покупать условно фруктовое пюре, чем готовить его самостоятельно. При этом увеличение ассортимента детского питания также позитивно сказывается на объеме продаж.
Во-вторых, детское питание активно покупают взрослые для собственного потребления. Покупатели верят, что такие продукты более качественные, чем "взрослые" аналоги, даже по обычным позициям - кефир, сок, печенье. Рост доходов же позволяет населению чаще делать такие покупки, считает эксперт.
На рынок выходит новое поколение родителей, которые сами в большинстве случаев потребляют готовую еду, и свои пищевые модели поведения они переносят и на детей, покупая им уже приготовленную еду, чтобы не готовить самим. С развитием сегментов готового питания для взрослых будет развиваться и сегмент готового питания для детей, говорит доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Казанцева.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев говорит, что в крупных торговых сетях рост продаж в категории детского питания наблюдается во всех подотделах без исключения. Быстрее всего растут сегменты сухих и жидких каш, пюре, снеков.
На рост спроса на детское питание повлияло несколько трендов, отмечает Караваев. Молодое поколение родителей практически не готовит самостоятельно, а использует в большей степени детское питание промышленного производства. Кроме того, растет доля работающих женщин и женщин, выходящих на работу из декретного отпуска раньше срока, и это усиливает спрос на готовые виды детского питания.
На рост продаж в категории детского питания также повлияло увеличение господдержки семьям с детьми, рост располагаемых доходов населения и расширение предложения в этой категории - выросло количество новых российских брендов в сегменте детского питания, активно расширяется направление собственных торговых марок крупных розничных сетей в этом сегменте. Экспансия федеральных торговых сетей в регионы и рост доли онлайн-торговли также влияет на рост спроса на новинки в категории детского питания, добавляет эксперт.